Совсем забыла эти абзацы. А…

Совсем забыла эти абзацы. А их ведь хоть сейчас можно печатать как комментарий к происходящим событиям. Если редактор не побоится, конечно. Помяловский пишет о самых умных среди семинаристов. Первые – идеалисты, которые силой ума и опыта очищают бурсацкую веру и создают новую, свою, человеческую, которую и проповедуют впоследствии в своих приходах под именем православной. Вторые – дошедшие собственными размышлениями до материализма и честно вышедшие из духовного звания, а третьи…

…род людей, которые, ставши атеистами, прикрывают свое неверие священнической рясой. Вот эти господа бывают существами отвратительными – они до глубины проникаются смрадною ложью, которая убивает в них всякий стыд и честь. Желая скрыть собственное неверие, рясоносные атеисты громче всех вопят о нравственности и религии и обыкновенно проповедуют самую крайнюю, безумную нетерпимость. <...> Терпеть не могут они Христова правила, апостолам данного: “В доме, где не верят вам, отрясите прах ног ваших – и только”; нет, им хочется в христианскую веру напустить туретчины. <...> Они проповедуют яро не потому, что боятся за вечную погибель своего прихода, а потому, что боятся вечной погибели своего дохода. Эти рясофорцы бывают главными прислужниками тех барынь и купчих, которые постоянно ханжат и благочестиво куксятся на Руси; они обирают глупых женщин; кроме того, из них же выходят самые усердные церковные воры и святотатцы. Если в их руки попадает власть, то они употребляют ее возмутительным образом; если они чувствуют в своих руках силу, то употребляют ее на зло.

Большинство же семинаристов формируется по-другому:

“В бурсе вы всегда встретите смесь дикого фанатизма с полною личною апатией к делу веры. В бурсацком фанатизме, как и во всяком фанатизме, нет капли, нет тени, намека нет на чувство всепрощающей, всепримиряющей, всесравнивающей христианской любви. По понятию бурсацкого фанатика, католик, особенно же лютеранин – это такие подлецы, для которых от сотворения мира топят в аду печи и куют железные крючья. Между тем всякий бурсак-фанатик более или менее непременно невежда, как и всякий фанатик. Спросите его, чем отличается католик от православного, православный от лютеранина, он ответит бестолковее всякой бабы, взятой из самой глухой деревни, но, несмотря на то, все-таки будет считать своей обязанностию, своим призванием ненависть к католику и протестанту… Если препарировать бурсацкую религиозность, сбросить с нее покрывало, которым маскируется и декорируется сущность дела пред неспециалистом или недальновидным наблюдателем… то эта бурсацкая религиозность, знаете ли, чем окажется в большинстве случаев? – она окажется полным, абсолютным атеизмом – не сознательным атеизмом, а животным атеизмом необразованного человека, атеизмом кошки и собаки. Они называют себя верующими, и лгут они: у них и для них не существует того бога, к которому так любят обращаться женщины, дети, идеалисты и люди, находящиеся в несчастии”.

1862 год. А вы говорите.

You may also like...

20 Responses

  1. carmody56 says:

    а что мы говорим…
    БГ сказал: “…Владимир гонит стадо к реке, а стаду всё равно, его съели с гавном.”
    я добавить ничего не смогу.

  2. slapsh says:

    На лепре, недавно, видел интересный пост, где бывший семинарист описывал суровую прозу жизни в этом заведении. Познавательно.

  3. shultz_flory says:

    Полтораста лет прошло, юбилей. У нас прямо страна невыученных уроков.

  4. northern_cat says:

    Как актуально! Века идут, а ничего не меняется… 🙁

  5. anchoret says:

    Последний отрывок, пожалуй, является самым цитируемым из помяловского наследия. ))
    Николай Герасимыч прекрасен в своем роде, конечно, но полемических перегибов и ему избежать не удалось. Там всё сложнее – эти люди действительно верующие. Просто вера у них такая, что содрогнется и атеист. Самый великий просёр этой категории лиц в отсутствии нравственности, а не религиозности. Эта беда свойственна многим, но только на них бывает так заметна.

    ЗЫ А Вы бы ещё почитали “Описание сельского духовенства” о.Беллюстина. Это вообще могло быть и было издано только за границей, чуть раньше “Очерков …” Помяловского.

    • tanyamay says:

      Нашла. Спасибо за рекомендацию. Да, очень интересно.
      В общем, все это не удивительно, наверное. Духовенство часть общества, почему оно вдруг будет от общества отличаться. Есть подвижники, есть циники, есть косная масса… Ну, так мне со стороны видится.

      “вера у них такая, что содрогнется и атеист”. Видимо, Николай Герасимыч это верой не считает, в том-то и дело.

  6. Прэлэстно! Особенно первая.

  7. Об недоперетупоконцовости тупоконцовичей. Усцаться…

  8. sv_lubava says:

    Спасибо за пост и за цитаты – очень захотелось почитать и приобщиться (а то, к собственному стыду, не знала, хоть и слышала мельком).

    • tanyamay says:

      Ну какой тут стыд. Хотя прочитать стоит. Это хорошая литература, к тому же, как выясняется, очень современная.

  9. yogiki says:

    Да, надо будет перечитать…

  10. alexx71 says:

    Мда. Но кое-что изменилось. Стало хуже.

  11. futb_all says:

    Скажите, пожалуйста, первая цитата – это из какого произведения?

Leave a Reply