Тайц

Вот еще новости. ЖЖ куда-то задевал выложенный рассказ. Тогда пускай тут будет. Вы ж все равно забыли.

“…Длинный, костлявый и сутулый старик поднялся на крылечко. За ним ковыляла толстая, закутанная в платок старуха с красным, одутловатым лицом.
— Можно ей присесть? — спросил старик, войдя. — У неё больные ноги… Блюма, сядь… Эти самые, ну, эти портреты. Это вы делаете?.. Сядь же, Блюма!
Блюма села. Старик тоже сел, но сразу же вскочил:
— Зачем ей портрет! Просто — женский каприз. Ведь это же грех! Ведь ещё пророк Моисея на горе Синайской сказал: «Не сотвори себе подобия своего…» И как — это выгодное дело?
— Золотое дно! — усмехнулся Зак.
— Это всё её выдумки! — Старик оглянулся на Блюму. — Понимаете, у нас есть сын. Или был сын. Мейлах, способный мальчик, открытая голова, учился на провизора. И вот его забрали в солдаты. И, когда началась война, его погнали в самый первый бой. А потом мы получаем такую открыточку с красным крестом: «Рядовой Шифман Мейлах пропал без вести».
Блюма часто-часто закивала головой. Слёзы покатились по её неестественно красным щекам.
— Блюма, не надо! — стал утешать её старик. — Блюма, а если бы написали, что он убит, тебе было бы легче?
— Не знаю! — всхлипывала Блюма. — Я хочу его видеть.
— В том-то и дело. Она хочет его видеть. Я вам говорю: женский каприз! — Он передохнул и спросил: — Так на чём вы их делаете? — Он пощупал слоновку. — Как будто прочная! И получается похоже?
— Сходство гарантируется! — твёрдо сказал Зак.
— А сколько это будет стоить?
Старик долго торговался, советовался с женой, потом вздохнул:
— Делайте!
— По рукам! — сказал Зак. — Давайте карточку!
— Какую карточку?
— Карточку вашего Зореха… или, как его, Мейлаха.
Старик удивился:
— Будь у меня карточка, я бы к вам не пришёл. Когда он был дома, он никогда не снимался.
Зак рассердился:
— Два часа вы мне морочили голову! До свиданья!
Старик растерялся. Старуха поднялась и с трудом подошла к Заку:
— Милый человек… Я вас прошу, сделайте! — Она схватила его за рукав. — Он же был у нас красавчик. Сделайте!

Фейга не выдержала:
— Вам же объясняют — без карточки нельзя!
Зак задумался:
— Фейгеле, подожди… Скажите, может быть, он у вас носил бороду? Хотя бы небольшую бородку?
— Бородку — нет, — ответила Блюма. — Он носил усики, которые он так закручивал… Он же был красив, как весенний день!
— Усы были? Это хорошо. Может быть, очки?
— Пенсне! Пенсне на шнурочке. Он же учился на провизора.
— Тоже хорошо. Брюнет? Блондин?
— Волосы не очень тёмные, а глаза чёрные… — начал было старик.
Но Блюма перебила его:
— Что ты говоришь, Ойзер! Светлые волосы, как золото, и мягкие, как пух. А глаза, как две звёздочки! Правда, тёмненькие.
— Худой? Или скорей полный?
— Кругленький, как солнышко! — торопилась старуха. — Щеки румяные, как яблочко.
— А на кого похож?
— На меня! — ответила гордо Блюма. — Вылитый я!
— На неё! — подтвердил старик. — Её нос, её глаза, её рот. Только характер мой.
— Ну хорошо, — сказал Зак, пристально вглядываясь в лицо Блюмы, — попробуем. Только никакой гарантии. Похоже будет — хорошо, а нет — как хотите… Закройте дверь.
Фейга закрыла за стариками дверь:
— Тоже мне клиенты! Зачем ты с ними связался?
— Фейгеле, — ответил Зак, — ты ведь тоже мать. Имей сердце, Фейга!
Он взял бумагу, приколол её к фанерке, очинил тушевальный карандаш и стал набрасывать контуры молодого черноглазого солдатика в бескозырке, с усиками. Он то и дело поправлял рисунок, растирал пальцем полутона, растушёвкой смягчал переходы, остреньким угольком старательно выводил брови, ресницы, усы.
На другой день пришли старики. Блюма опустилась на табуретку и, переводя после каждого слова дыхание, спросила:
— Ну как?.. Что-нибудь… получается?
— Что-нибудь! — ответил Зак.
Он поставил фанерку с портретом на стол. Старик и старуха долго смотрели на круглое, весёлое лицо, на лихо подкрученные усики, на сдвинутую к уху бескозырку. В комнате стало тихо, и только слышно было тяжёлое дыхание Блюмы. Потом она повернулась к мужу и тихо сказала:
— Ой, это он!
Старик пригнулся к рисунку, покачал головой:
— Это наш Мейлехке? Если бы ты мне не сказала, я бы его не узнал.
— Ойзер, это он! Мой красавчик, моё солнышко!
Она не отрываясь смотрела на весёлого солдатика. Старик обернулся к Заку:
— Если ей нравится, пускай будет он!
Он полез в карман за деньгами. Зак сказал: Когда он вернётся, я с него сделаю другой… Как живой будет!.. С гарантией… Дайте, я заверну.
Но Блюма вцепилась в портрет, не отдавала его. Так она и унесла его, с фанеркой”.

А все остальное – здесь. Великий Либрусек. Благодетели.

You may also like...

21 Responses

  1. chingizid says:

    эх, поздновато мы с вами встретились 🙂

    • tanyamay says:

      Главное, что встретились.

    • chingizid says:

      ой, упс, я лось, текст-то не ваш. ну, значит, не поздновато 🙂

      • tanyamay says:

        А я решила, что вы Тайца читали и так рады здесь увидеть 🙂
        У него замечательные рассказы.
        Есть церемониальные поклоны в сторону партии-ленина-силы-народной, но я сквозь пальцы смотрю. Таблицы и графики пропускаю, в общем.

        • chingizid says:

          нет, Тайц для меня автор незнакомый.
          причем у меня сомнений не было, что текст ваш, потому что интонация очень близка к тем вашим, которые мы публиковали.
          всяко спасибо 🙂

  2. maccolit says:

    у меня был одноклассник яша тайц.
    в москве, 2-6 классы мужской школы (1949-54 гг.), в 7 классе школы сделали смешанными, и я оказался в бывшей женской по микрорайону.

    яша был огромный, выше всех в классе, кудрявый брюнет. самый сильный.
    помню, как он дрался с хулиганом из параллельного класса “до первой кровянки”. стыкался, как мы говорили.
    и проиграл. тот разбил яше нос головой, подпрыгнув.

    я думал – вдруг? но нет. этот тайц мог быть нашему яше разве что отцом.

    • tanyamay says:

      Тайц, в общем, довольно распространенная фамилия, я знаю даже двух Саш Тайц – мужа и жену.
      Но и без этого – узок круг, часто поражаюсь, как все между собой связаны и переплетены. Через два рукопожатия, как обычно.

      • maccolit says:

        я тоже знаю двух саш тайцев – мужа и жену.
        оба работали в моем геликоне до отъезда в америку 🙂

  3. punechka says:

    классный рассказ

  4. marmir says:

    Спасибо огромное! Узнала рассказ с первых фраз, хотя на видела его уже больше 20 лет по крайней мере (с отъезда).

    У меня с этим автором связаны разные детские воспоминания. Моей маме подарили книжечку Тайца в школе при переходе во второй (!) класс с одними пятерками. Нам все еще интересно – неужели действительно кто-то, кто книжку выбирал и покупал сознательно сделал такой выбор – единственной еврейской девочке в классе подарил книгу, где еврейская тематика проходит, как нигде в советской детской литературе. И мама мне эти рассказы читала, чтобы тоже вводить тематику в том возрасте, когда прямым текстом еще многое не объяснишь.

    И никто больше о нем не слышал. Только один раз я встречала упоминание о Тайце – в мемуарах его зятя.

    Спасибо! Пошла пересылать линк маме.

  5. ratri says:

    Таня, с днём рождения!

  6. Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ‘а.

  7. chele_sta says:

    Ссылка на то же, только без отвратной рекламы либрусека:
    http://flibusta.net/a/14021

  8. troki says:

    Я читала когда-то эту книжку, спасибо за напоминание! 🙂

  9. la_kis says:

    Ох, как мне запал в свое время в душу “Неугасимый свет”… Он у меня на полочке стоит. Уже лет тридцать пять.

    • tanyamay says:

      По-моему, все, кто в детстве читали, забыть его не могут. Действительно в душу западает.

  10. solvejg says:

    О!!! Спасибо! Я из далекого-далекого детства помню рассказы про художника Ефима Зака. Папа совершенно замечательно читал вслух “Натюрморт” и “Рог изобилия”. Я его лет 10 назад пыталась найти в Интернете, но поскольку не помнила имя автора, ничего не нашла.

    • tanyamay says:

      Я тоже несколько лет назад искала, но несмотря на то, что имя помнила, не нашла. Не так давно, похоже, выложили.

Leave a Reply