Митька устроил себе неделю Стругацких…
Митька устроил себе неделю Стругацких. Дома везде натыкаюсь на раскрытые тома – тоже испорчен привычкой одновременно поглощать несколько книг. Перечитывает давно вросшее, находит незнакомое, шастает в инете по темным притонам стругацковедов. В конце концов явился с новой версией убийства Киры наперевес. И вдарил ею мне по мягким устричным мозгам. В логике не откажешь: Киру убили по приказу Араты Горбатого, дон Рэба ни при чем. Потому что “в нашем деле нет друзей наполовину”, и не было лучше способа убрать геморроидального старца руками Руматы. Я негодующе взвыла, но чем больше присматриваюсь к этому варианту, тем больше он мне нравится. Главное, он ощутимо приближает “Трудно быть богом” Стругацких к “Трудно быть богом” Германа.
Update.
Борис Натанович отвечает: “Нет, это прекрасная выдумка Переслегина. Она, впрочем, не совсем вписывается в авторский замысел: смерть Киры должна быть нелепо случайной, непредсказуемо бездарной, из той категории «решающих случайностей», которые вдруг ставят кровавую точку в мучительной и неверной судьбе прогрессора, – а ведь он так стремился учесть все! (Сильно поддатый опричник, видит какое-то шевеление в амбразуре окна, арбалет уже взведен, приказ – брать только живьем, – плевать, какого хрена он там высовывается…) И в одно мгновение все рушится: судьба, любовь, «планов громадье», цели, смысл. И не потому, что чья-то воля оказалась сильнее; не потому, что чей-то точный расчет оказался точнее; не потому, что ошибка допущена, – а потому, что мир этот грязен и убог и исполнен погаными случайностями”.
http://www.rusf.ru/abs/int0157.htm
ого! Митька – это голова!
Да может, вычитал где. В притонах.
Но версия нетривиальна, да. Есть ведь еще один мотив, если поразмыслить в этом направлении, – отняв у Руматы единственного любимого человека, Арата подарил ему роскошь не оглядываться. Делай что хочешь, руки развязаны.
эмммм. А ведь он прав
А как же нам-то в голову не приходило? 🙂
уж не знаю. я вообще о подковерных интригах как-то не задумывалась
а просто мы всегда считали Арату хорошим человеком.
А Арата – профессиолнальный бунтовщик, и ради, тык-скыть, торжества свободы и наступления царства справедливости готов хоть душу дьяволу (или богу, какая разница) продать, хоть убить, хоть самому на смерть пойти. При этом он небось и сам понимает то, что думает Румата – что его неизбежно убьют, причём свои же, и никакой победы царства справедливостине будет, станут вожаки восставших в случае успеха новыми баронами… (или догадывается)
Ну да, арканарский Пугачев. И ментальность та же.
Мне всегда казалось, что Арата этого как раз не понимает. Ну, и вообще, когда пугачёвы такое понимали…
Никогда не понимали. Этого и Ленины не понимали.
Это вы зря. Ни Пугачев, ни тем более Ленин дураками вовсе не были.
Так это непонимание не от глупости. Они искреннее (я думаю) хотели осчастливить народ.
Так понимание/непонимание от этого не зависит.
Думаю, Пугачев прекрасно знал цену своим соратникам. Хотя бы потому, что сам такой был.
справедливости ради – сцена, в которой Арата требует у Руматы молнии и вертолет, написана была позже основного текста и по настоянию издательства
Неожидано, но похоже на правду. И ведь действуют убийцы как тривиальные бандиты, а не как государственные люди. Да и побоялся бы дон Рэба. Скорее всего самим Стругацким это в голову не приходило, но идея многое объясняющая.Дон Рэба совсем не дурак, Румату боится, потому что подозревает за ним неизвестные силы, к тому же трус – на хрена ему связываться?
Я фильма не видела, хороший? Я как-то опасаюсь, не было еще ни одного хорошего фильма по Стругацким (“Сталкер” я не люблю).
Я всегда связывала вид убийц – люди в черных капюшонах – и точку, куда направился обезумевший Румата после смерти Киры. Ну и вывод был один.
Германа? Нет еще. Но я, очень может быть, и не пойду. Слабенькая я чего-то стала.
Я тоже так связывала, но я читала в детстве, а потом как-то не пыталась переосмыслить.
А вот спросите у Митьки, кто в “Обитаемом Острове” построил излучатели. Я читала весию 68-го, кажется, года, журнальную, где у Максима фамилия Ростиславский, а Странника зовут Павел Григорьевич. Там было сказано прямым текстом, через запятую – земляне, русские, коммунары. Современные поклонники Стругацких мне не верят, а найти тот вариант невозможно.
Ой. Ну, это совсем как-то… Хотя…
А кто тогда? Аборигены не могли, ни выродки, ни обычные люди, а третья сила там только одна, на которую излучатели не действуют никак. И заметьте, всей наукой там заправляет Странник, подзарядить излучатели можно только в его институте, он всегда знал, где Центр, он прямым текстом назван убийцей:
“А мы, все остальные, стояли: я, Странник с глазами жаждущего убийцы и этот лысый палач… растяпа, болтун, знал ведь, где Центр, столько людей загубил, чтобы узнать, где Центр, и – трепло, пьяница, хвастун – разве можно о таких вещах кому-нибудь говорить? Тем более, родичам… особенно таким родичам. А еще начальник Департамента общественного здоровья, глаза и уши Неизвестных Отцов, броня и секира нации… Папа сказал, жмурясь: “Сотри его с лица земли”, Странник выстрелил в упор два раза, и Свекор проворчал с неудовольствием: “Опять всю обивку забрызгали…” И они снова принялись спорить, почему в комнате воняет”
Ну кто еще мог-то?
Почему же аборигены не могли? В лабораториях у Странника же работали ученые? Построили, а потом, конечно, загремели в лагерь. Как “желающие странного”.
Для построения излучателя (и испытаний) необходимы люди, на которых не действует излучение. Выродки свалятся от боли да и не станут этого делать из чувства самосохранения, впадающие в энтузиазм – не смогут проанализировать ощущения. Опять же, только Странник знает, что “лучевое голодание в 20% случаев приводит к шизофрении”. Откуда? Даже самые грамотные люди Подполья не знают, как работает излучение, а Странник подозрительно хорошо информирован. Кстати, в той, первой редакции, Странник был сотрудником не КОМКОНа, а Комитета Галактической Безопасности, милая такая аббревиатура.
Слушайте, а в каком виде Вы читали эту версию? Это ж путёвка в Магадан по тем временам, ёлы-палы…
Журнал “Нева”, 1969 год. Я сейчас проверила по вики, там сказано, что не “Комитет Галактической Безопасности”, а “Комиссия Галактической Безопасности”, что никак не меняет весьма прозрачного намека. Журнал сохранили мои родители, причем только вторую часть, я, конечно, читала гораздо позже, мне в 69 году 8 лет было. Потом журнал пропал куда-то и больше мне та версия не встречалась. Там еще сцена в Красной Комнате была заметно длиннее, и последняя сцена заметно отличалась. Странник говорит Максиму:
– Дурак, мальчишка (в других изданиях Стругацкие его немцем сделали)
Максим в ужасе его спрашивает:
– Так вы русский? Как вас зовут?
– Зови меня Павел Григорьевич.
В 69-м это не было путевкой в Магадан, хотя сильные проблемы у них были, в книжка вышла в “Детгизе” совсем куцей. Потом Стругацкие ее частично восстановили, но не оригинальный текст.
для землян было гораздо проще построить излучатели на орбите, тогда уж. чем ставить башни строго по границам одной страны.
“Странник знает, что “лучевое голодание в 20% случаев приводит к шизофрении”.Откуда?” а что вас удивляет? достаточно вывести несколько людей из зоны действия излучателей, в любую соседнюю страну.
Вывозил из страны только Максим Гая, это есть в тексте. А насчет – “проще на орбите” – может не проще, нигде мощности землян не оговорены. Почему они спасают эту страну, а не Островную Имперю – тоже не сказано. Там ведь все построение довольно искусственное. Похоже, у землян там “ограниченный контингент” и лимиты на траты. Коммунизм – коммунизмом, но считать-то надо, планет много.
“Вывозил из страны только Максим Гая, это есть в тексте” – так считают Маским и Гай. как насчет хотя бы дипломатов? разведчиков? торговцев? сколько аборигенов за лет вывозили земляне?
“… планет много.” – обитаемых землеподобных планет c цивилизацией?
дополнительной информации в тексте нет – полная свобода фантазии.
Ну честное слово, в тексте “Невы” 69-го года фраза о том, кто создал излучатели была.
жалко, что той “Невы” уже не найти:(
остаюсь в сомнениях, если башни и центр – дело рук землян, чего все так переполошились-то? построить новый центр, и все по старому.
Вот тут Борис Стругацкий писал про Островную Империю:
http://www.rusf.ru/abs/books/bns-08.htm
В общем объясняет почему их спасать не надо было.
Ну и они гораздо меньше озадачивались подобными вопросами, чем позже читатели 🙂
Жаль, что тот журнальный вариант пропал… Хотя, в интервью он писал, что в последних изданиях они востановили все, что хотели видеть востановленным, но переименовать Максима уже было нельзя.
В ТББ упоминаются попытки реморализации с орбиты, так что эта технология вполне могла быть земной. По-моему, совершенно логично, даже знакомо как-то.
я в ФИДО ещё обосновывал эту версию.
Кстати, первой планетой, где установили Башни, был Саракш (в силу особенностей местной цивилизации). А вот шёл в ТББ разговор о спутниках с излучателями-реморализаторами на геостационарной орбите… так вот не на Земле ли их впервые применили для улучшения людей.
А до того – отбраковывали козлищ от овец при помощи слега (Лукьяненко тему развил в “Сладких мечтах полуночи).
А ещё у землян был “встроенный выключатель”. Сказал себе: “Это не люди, а голые пятнистые обезьяны”, – и пожплуйста, режим “гуманизм” выкл, боевой режим вкл: хватай, вздёргивай, руби… И это правильно, наверное. А то придётся иметь дело с каким-нибудь Великим и Могучим Утёсом, или с обычными бандитами, или с Бойцовыми Котами… с внезапно злыми братьями по разуму, – “и что ты им скажешь? “Полседьмого”?”
По-моему, как раз у землян такого выключателя не было. И каждый раз, когда требовалось в пятнистых обезьянах увидеть пятнистых обезьян, испытывали жуткий к. диссонанс.
кстати я почему то всегда так и считала. что эти излучатели земного происхождения. какие то там намеки все же остались в тексте
Не было там такого. Русские имена были, песни знакомые были, а этого не было. Я читала первым именно журнальный вариант. И долго потом не могла привыкнуть к книжному.
А при чем тут вообще дон Рэба? Стреляли с улицы по окнам дома Руматы.
Вы это Румате расскажите. “Сначала растерялись, не знали, где его искать, но потом увидели… Словом, видно было, где он шел… Дона Рэбу тоже там нашли”.
Рэба при том, очевидно, что в глазах Руматы штурм дома происходил явно по его приказу.
Точку зрения Руматы я хорошо понимаю.
Я просто к тому, что Кира не была отмечена Рэбой как цель – и вообще он мог и не знать о ее существовании.
И, кстати – кто знал, что Кира настолько дорога Румате, что он будет после ее смерти крушить и убивать? Даже если кто-то и знал о ней – то воспринимал как его любовницу.
Впрочем, в пользу точки зрения “убийца – в доме” говорит тот момент, что Румата не видел, как в Киру попали, он в этот момент отвернулся. То есть, не доказано, что стреляли с улицы.
Вот Арата, как человек, бывавший в доме, и знал.
Да и Рэба мог знать, с его-то сетью осведомителей (тот же Муга, или как его).
Муга погиб, насколько я помню, защищая дом.
а версия именно сегодняшняя, дон Рэба или Арата , средневековые люди, не считали любовницу низкого происхожения чем то важным, и не могли представить что он из за ее смерти свихнется
т.е. речь идет именно о штурме дома, а уж зачем, так тот же дон Рэба мог решить что опасно иметь неизвестную величину. Или провокация Араты.
Не, при штурме погиб мальчик Уно – только при предыдущем, который случился во время переворота, в дом лезли штурмовики, а не монахи, и Руматы как раз дома не было.
да, я перепутала конечно с мальчиком
но не отменяет малой вероятности специального убийства Киры
А, ну с этим-то я не спорю – я тоже считаю, что Киру убили случайно.
Версия с Аратой, конечно, красивая, ведь по сути он получил, что хотел. Он же что сказал: “Либо дайте нам ваши молнии, или хотя бы вашу железную птицу, или хотя бы просто обнажите ваши мечи и встаньте во главе нас.” Ну вот Румата и обнажил мечи.
Но, конечно, не тот у него склад мышления, чтобы придумать и смочь устроить такую провокацию. Это ж надо не просто Киру убить, а еще чтобы Румата думал, что это сделали люди Рэбы. Слишком сложно для Араты и вообще.
Зато это вполне в стиле Рэбы – взять заложников. (Он, конечно, боится Румату, но он опытный интриган и явно не тот человек, который легко идет на попятный – он ведь всех смел на пути к власти. Другое дело, что нападает он не в лоб.) А случайный выстрел в обострившейся обстановке – случается сплошь и рядом, да и вообще это очень в духе Стругацких, подчеркнуть роль случайности.
А мне вот не кажется, что Арата настолько прост. Он вполне мог придумать эту, не слишком сложную, комбинацию, тем более что он был явно безжалостен, вполне под стать Ваге Колесу.
Он не прост, но он прямолинеен – перечитайте описания его увечий и как он получил каждое из них. Он сам говорит, что его сила только в необыкновенной живучести, но уж никак не в изворотливом уме.
А про случайность я, оказалось, угадал.
Ой. А из чего следует, что Муга работает на дона Рэбу?
Румата крушит и убивает не потому, что ему так дорога Кира, это там как раз прописано. У него сдают нервы, и Кира – это последняя капля. Сначала довольно противная дона Окана, которую он сам послал на смерть и понимает это, потом барон Пампа, потом мальчишка, потом Кира – и все на фоне нарастающего ужаса, история пошла не так, как предполагали ученые, вместо спокойного средневековья на глазах разворачивается фашизм 20-го века.
Да, думаю, скорее так.
по моему тоже.
а что такое с бароном Пампой, я что-то пропустил?
ровно так и было задумано, БНС писал
А зачем же еще монахи в дом полезли? Уж точно не за самим Руматой – как следует из их разговора, они считали, что хозяина дома нет. Может, они могли бы захватить и слуг заодно, в надежде выпытать из них что-нибудь полезное – но главной целью их безусловно была Кира, и живая.
Ну, вполне себе версия, только вспоминается из фильма “Possession”: “Are you writing a fiction?”. Т.е., никаких намёков на этo в книге Стругацких нет, просто хорошая мысль, надо думать, базирующаяся на разговоре Араты с Руматой.
Хорошая литература тем и отличается, что сюжет зачастую развивается вопреки воле автора. И воспринимается, кстати. “Анна Каренина” или “Унесенные ветром”, к примеру.
фу, я не готова к такому повороту событии
а что если киру убила случаиная стрела?
Читала я несколько (много) лет назад какой-то сборник ужасно слабых продолжений разных книг Стругацких. И где-то там такая версия была.
Я тоже пыталась учеников читать, и была разочарована до предела.
а сонеты читали?
“время учеников”, да…
>>Киру убили по приказу Араты Горбатого
Мне что-то подсказывает, что Арата, многоопытный силовик-самоучка, не стал бы никогда рассчитывать на такое, безусловно, случайное событие, как появление Киры в окне. Не говоря о том, что грохнуть злосчастную девушку можно было задолго до, когда Румата отсутствовал.
А так – предположим, хотели взять заложницу. Но тут появился Румата, и фокус не удался. Ну и грохнули, чтобы не отсвечивала.
Версия с заложницей вполне логична (и канону никак не противоречит), но брать её приехало вроде бы Рэбино
ФСОличное гвардиЕ. В темных капюшонах и на лошадях.Зачем стреляли в окно (с близкого расстояния даже самый тупой силовик отличил бы девушку от амбала Антона)? Тут два варианта:
а) triggerhappiness исполнителей. Пришли брать девицу, а теперь придется перестраиваться и мочить благородного дона на месте. Ну и ладно. Пацаны, fire at will, живых не оставлять.
б) провокация с целью получить выскочившего с мечами на арбалеты благородного дона.
Мне а) нравится как более лучше (с) соответствующий моему представлению о средневековом (и не только) силовике.
ed: или я просто переоценил уровень дисциплины монахов.
ed2: конечно, непротиворечивые версии с участием Араты тоже вполне можно придумать.
К примеру, славный Арата под шумок (в городе монахи, тонны горелых трупов, хаос, смерть, никто ничего не замечает) сажает несколько надежных молодцов в дом, из которого есть вид на покои благородного дона. В один прекрасный день он узнает, что к Румате должны прийти, и решает сыграть в рейгетского сквайра – дает приказ при возможности, как только опричнички подойдут к дому, Киру подстрелить. Чтобы, действительно, благородный дон не имел сомнений относительно того, кому он сим событием обязан.
Или что-нибудь похожее. Или непохожее. Тут простор для фантазии пошире, чем, например, при каноничном выяснении “Что случилось с Тристаном и как Абалкин узнал то, что узнал”.
эту идею высказывал, кажется, Переслегин, лет этак 15 назад
на конах фанатов обсуждено вдоль и поперек
о, чОрт! перечитаю-ка. с новыми-то знаниями…
Это никогда не мешает 🙂
это да. но теперь-то вдвойне интересней 🙂
Эту версию я уже читала. Когда-то был написан фанфик, где излагалась история Арканарской резни, написанная земным историком спустя несколько десятков лет после.
Все было настолько четко и умно, что я решила, будто Стругацкие так и задумали.
И я.
Как по мне – неубедительно. Совершенно не соответствует образу Араты. Тот мог, на крайний грех, попытаться убить Румату, но не стал бы устраивать такую провокацию.
По-моему, по сюжету вполне понятно, что дон Рэба хочет в отсутствие Руматы захватить Киру. После этого, очевидно, он сможет торговаться с Руматой – например, потребовать, чтобы тот уехал и т.д. А посланные им штурмовики таких деталей не знали, ну и пальнули, когда обнаружили Румату в доме.
Кстати, я тут давеча обнаружил, что в английской википедической статье про “Трудно быть богом” пролог описывается так:
Anton decides to go further and discovers remnants from World War II – a skeleton of German gunner chained to his machine gun.
http://en.wikipedia.org/wiki/Hard_to_Be_a_God
Мне казалось, что смысл пролога самоочевиден – ребята поссорились, Антон демонстративно заупрямился и ушел, а когда вернулся, то на вопрос “что там было” так же демонстративно-издевательски ответил в терминах детской игры в войну – что сразу же противопоставляется обыденному рассказу Пашки о том, как он помог починить машину.
Неужели это не прозрачно? Неужели кто-то может прочитать это как будто в лесах счастливой Земли детства героев повести, действительно, скрывались настоящие взорванные мосты и скелеты с пулеметами?
Мда. Видимо, прозрачно это было для читателей …дцать лет назад.
*огорошенно*
А я как-то всегда считала, что это только Арата и может быть. Рэба просто логически не укладывается же.
См. коммент выше 🙂
http : http://www.rusf.ru/abs/int0157.htm
” Нет, это прекрасная выдумка Переслегина. Она, впрочем, не совсем вписывается в авторский замысел: смерть Киры должна быть нелепо случайной, непредсказуемо бездарной, из той категории «решающих случайностей», которые вдруг ставят кровавую точку в мучительной и неверной судьбе прогрессора, – а ведь он так стремился учесть все! (Сильно поддатый опричник, видит какое-то шевеление в амбразуре окна, арбалет уже взведен, приказ – брать только живьем, – плевать, какого хрена он там высовывается…) И в одно мгновение все рушится: судьба, любовь, «планов громадье», цели, смысл. И не потому, что чья-то воля оказалась сильнее; не потому, что чей-то точный расчет оказался точнее; не потому, что ошибка допущена, – а потому, что мир этот грязен и убог и исполнен погаными случайностями.”
Ну да, миры рушатся из-за того, что кто-то наступил на бабочку. На самом деле, оба варианта хороши.
ну лично я целиком за авторский вариант, озвученный Б.Н., без всякой наносной конспирологии.
Я слышала эту версию уже много лет назад. Так что народ мыслит в одном направлении.
ну вот чего ты на больную мозоль …
каждый раз, как перечитываю, ловлю себя на том, что надеюсь, вдруг всё обойдётся, вдруг она не умрёт.
Не-е, Уно мне всегда больше было жалко. И отца Гаука.
А как же любоффффф?
Вот да. Уно и Гаука каждый раз как-то если не до слёз, то до комков в горле точно.
Было издание “Миры братьев Стругацких” ЭКСМО в конце 90-х, там предисловия и послесловия писал Сергей Переслегин. К каждому тому, причем события книг рассматривались ка реальные с точки зрения историка еще более отдаленного будущего. Проект интересный. Как раз там Переслегин и высказал такую идею про Киру. У него и другие были любопытные мысли, например, в предисловии к тому “Страна багровых туч” проводилась версия, что в ВОв был совсем иной финал.
Мы эту версию активно обсасывали лет в 18, уже не помню прочел кто-то или сами додумались. Логично очень, но сам Борис Стругацкий писал, что неверно.
И Лев Абалкин не был опасен, и Горбовский ожил после Радуги по ошибке. Авторы его любили, два романа не связывали. Поклонники выстраивают мир значительно логичнее авторского 🙂 Самих Стругацких больше интересовали идеи.
А мой коммент выше безобидный! Там ссылка на комментарий Бориса Стругацкого про Островную Империю.
Я думаю, всяк, читавший Тихий Дон, знает, откуда эти дровишки на самом деле.