На маршруте по Коломне у…

На маршруте по Коломне у меня два храма – Морской Николо-Богоявленский и Хоральная синагога. Причем в Морской я поначалу не собиралась народ заводить. По времени не вмещался, да и петербуржцы практически все бывали, а в синагоге – единицы. Но как-то повела школьников, класс пятый-шестой, и встревожилась. Найдутся, думаю, ушибленные духовностью родители, вставят скрепу учительнице за экскурсовода с нетрадиционной вероориентацией. Хотя мне-то нет ни эллина, ни иудея с варваром, но лиха лучше не будить.

В общем, зашли в Морской. А он, к слову, перегорожен веревочкой. За веревочку – только верующим. Ок, претензий не имею. Правда, нигде больше веревочек не видела, но ладно. В конце концов, народ православный имеет все основания опасаться, что я на него надышу своими нечестивыми бациллами. Встали скромно у входа. Малявки вежливо обозревают золоченое благолепие. Без особого энтузиазма, впрочем. И только три барышни явно знают, что здесь к чему. Повязали платочки. Вроде свечки поставили, не помню уже.
Насмотрелись, выходим, и один малец довольно звонко меня спрашивает:
– А в мечеть пойдем?
– Нет, – говорю, – мечеть далеко, на Петроградке. А в синагогу зато заглянем.
Малолетняя общественность даже ухом не повела. У меня сложилось впечатление, что большая часть класса о синагоге имеет познания смутные, если вообще имеет. Если бы я сказала, что мы пойдем в тарабумбию, и то, наверное, реакция была бы живей. Но одна из той троицы – рыжая, прелестная, в мелких конопушках, словно над ней потрясли ситечко с золотым песком, – насупилась. Поджала губы скобочкой. И сообщила:
– А я не пойду в синагогу.
– Отчего же? – заинтересовалась я.
Рыжик сделала совсем постную рожицу и разъяснила:
– Потому что мне… не позволяют мои религиозные убеждения.
Мы с учительницей переглянулись, и я подступила к дитяте, словно Борух Лейбов к капитану Возницыну. Одного ребенка ведь не оставишь, отделив от класса. Как-то в конце концов убедили, что греха в этом нет, и на мацу кровь тоже сдавать не придется.

Ладно. Миновали Дом шоколадного короля, прошли по Союза Печатников, во двор с вечной вороной наведались, вот наконец и синагога.
А там у входа в молельный зал небольшая стойка с кипами. Обычно тетенька, которая там рядом сидит, не требует, чтобы дети, которые не по делу пришли, их надевали. А в этот раз была другая. Более ответственная. А может, ей просто нравится, как мальчики выглядят в кипах. Короче, попросила надеть. Мы с учительницей выстроили мальчишек в ряд для окиповывания. А они еще все, как на подбор, русачки с носами-бульбочками. Хоть бы один еврей для приличия затесался. Наденем кипу, пришлепнем сверху – и в зал. Второго. Третьего. И так далее все десять человек. И вот, когда последняя стриженая макушка исчезла под кипой, передо мной опять возникла рыжая красотка.
– А мне? – спросила она с надеждой.
– Что – тебе? – растерялась я.
– А мне шапочку?

Кстати, потом выяснилось, что и в Морском мало кто бывал, и я стала заводить туда без лишних размышлений. Взрослым рассказываю, как в нем отпевали Анну Ахматову. Грустную старую историю – и про пятитысячную толпу, и про невзрачных гэбэшников среди людей, и как у операторов отбирали пленку, и как директор студии записывал на выходе в блокнотик фамилии пришедших в храм сотрудников.
Вот и сегодня рассказала. Ну, попыталась. Встали, как обычно, у входа. Тихо начала – но сзади появился невзрачный молодой человек и вежливо запретил. Здесь не приняты экскурсии, сказал.

И мы пошли в синагогу. Там нам были рады.

You may also like...

50 Responses

  1. zedra says:

    Хорошо, что были и там и там! МладшАя моя спонтанно сегодня собралась и без приглашения присоединилась к экскурсии (надеюсь, прилично себя вела).

    • tanyamay says:

      Прилично, прилично вела. Единственный человек, который ведет себя на экскурсиях неприлично, – это я.
      Кстати! Представь, я всю дорогу думала, где же ее видела. И в конце не удержалась, спросила. “А вы с моей мамой Зедрой знакомы”, – ответило дитя.
      Вот как я в ней тебя прозрела 🙂

      • zedra says:

        “Мама Зедра” – гы :). Я и не думала, что ты её узнаешь, давно виделись-то и как-то находу.

        А в чём заключается твоё неприличное поведение, как-то мне, видимо, не везло, не попадала …

        • tanyamay says:

          У! Я же известный экстремист. Затаскиваю моих героических спутников в вонючие подворотни и на черные лестницы, иногда заставляю перелезать через заборы и протискиваться в щели между домами, размахиваю руками, иногда ботаю по фене и терзаю народ вопросами: а вы читали это? а то?

          Так что если не попадала, то точно везло 🙂

          • zedra says:

            Нашла чем питерцев пугать, страшилки для заезжих москвичей 🙂

          • tanyamay says:

            Москвичи любят страшные подворотни еще больше, чем питерцы 🙂

          • zedra says:

            :).
            Ну вот, МладшАя вернулась домой ходит за мной собачкой и всё рассказывает про тебя, какая ты чудесная. (как будто я не знаю! ) Ещё чуть-чуть и я начну ревновать :))).
            А ещё посыпает голову пеплом и хнычет, что она серая и необразованная (ага, в контакте надо меньше сидеть).

          • tanyamay says:

            *нежно* Птенчик!

  2. я из тех, кто не бывал в Морском, так что очень не зря!

  3. shelenalena says:

    ) спасибо, Татьяна, огромное за прекрасную интереснейшую прогулку! С нетерпением жду новых маршрутов, и, пожалуйста, откликнитесь в ФБ, а то я боюсь что-нибудь пропустить теперь!

  4. Мне кажется, что для Европы – обычная практика, когда туристов отъединяют от тех, кто пришел на службу (мессу): это могут быть пресловутые веревочки или загородки, предупреждение на двери или что-нб в этом роде (я много раз видел такое в Италии и – кажется – где-то еще). Дело совсем не в бациллах и думаю, что Вас не хотели обидеть.

    • tanyamay says:

      Там не было службы. Но неважно, я вовсе не обиделась. Про бациллы пошутила.

    • messala says:

      Ага. Еще разные входы для туристов и для верующих – платный и бесплатный. Из-за этого я в Венеции не был внутри ни одной церкви, включая Сан-Марко – я в принципе не вхожу в храмы, где требуют плату за вход.

  5. thrasymedes says:

    Как Вы не понимаете ?
    Морской же собор – там не веревка сухопутная, а леер, чтобы держаться во время шторма

  6. А можно про ворону спросить, это где?

    • tanyamay says:

      Номер дома не помню. Если идти по Союза Печатников от Торгового моста, то за кафе “Щелкунчик” следующая подворотня. Торопитесь, если хотите попасть, там ставят ворота.

      • la_kis says:

        все-таки ставят?
        как мы и предполагали… 🙁

        • tanyamay says:

          Дворик атмосферный, туда много народу заворачивало.

          • la_kis says:

            да, я туда тоже еще раз ходила по следам Ваших выступлений, фотографировала.
            Но про этот дворик, оказывается, даже местные жители не очень знают.

  7. tima says:

    единственная синагога, неприятно удивившая нерадостью и даже опаской – центральная синагога в Лиссабоне. Лейка пожаловалась, что когда-то ее запросто пускали на праздники, ворота были открыты, а теперь и по записи не пройти – якобы, желающих тьма, всем места нет. Но в будний день ворота на замке, только камеры сверху за тобой наблюдают. Неприятно, нерадостно и очень не по-еврейски необычно.

    • tanyamay says:

      У нас охранники на входе во двор, проверяют большие сумки, и раньше у меня требовали паспорт как у экскурсовода. А вообще все всегда очень дружелюбно и приветливо. Разве что у лютеран еще так душевно, за ними – католики.

    • marmir says:

      В Буэнос Айресе в синагогу тоже просто так не попасть. Нужно специальное разрешение; получить его занимает 48 часов. Но их тоже можно понять – там ведь в 94 году 85 человек убили, и еще больше покалечили; а расследование велось ТАК, что “виновных не нашли”. А за 2 года до этого 29 человек убили в Израильском посольстве в Буэнос Айресе. Но все равно обидно.

      • tima says:

        ни с Буэнос-Айресом, ни с Монтевидео у нас проблем не было. Может, это в какую-то специфичную синагогу не попасть, а мы заявились “не в ту”?

        • marmir says:

          Может быть сейчас уже легче (или, наоборот, до терактов было легче). Я была, наверное, году в 2003 – в главную было не попасть; нас впустили в конце концов потому что у одного человека из нашей группы был израильский паспорт. В Монтевидео не пыталась 🙂

  8. k239 says:

    Я однажды была с сыном на школьной экскурсии “Петербург – город всех религий”. Экскурсия была автобусной, поэтому мы побывали всюду: начали с буддийского дацана, потом потолклись у мечети(внутрь не пускают?), потом был католический и православный собор, и синагога на закуску. А потом у меня так разболелась голова, как никогда в жизни не болела. Я вот с тех пор гадаю, в какой момент религиозный компот достиг критической массы и стал гремучей смесью? И чего с чем мешать нельзя? Пять религий – это точно перебор. Никогда в жизни у меня не было такого тяжелого религиозного похмелья.

    • tanyamay says:

      Просто слишком много, наверное. Мешать-то можно разное. Я как раз предпочитаю мешать, причем разную тематику. Здесь – про архитектуру, а за углом – романтическую историю, а за той подворотней – бытовые подробности. Так легче усваивается 🙂

      • k239 says:

        Я с тех пор фанатично соблюдаю всякие местные табу и ограничения. Чтоб не гневить чужих богов 🙂 А то голова у меня одна. И да, я верю, что храм любой религии, это не просто архитектурный памятник или декорация для любопытной истории.

        • tanyamay says:

          Увы, это в том числе и декорация для… гм… любопытной истории.
          Ну и не стоит слишком дистанцироваться от возможных прихожан, даже если они зашли не только лоб перекрестить.

          • k239 says:

            Нет, я не про дистанцироваться. Я просто в местах чужой культуры чувствую себя, как слон в посудной лавке. Никогда не знаешь, что делаешь не так. Пошел против часовой стрелке или крутанул барабан в буддийском храме – провал, переступил какую-то канавку в шиваистском – тоже плохо, вошел/вышел не через ту дверь, нарушил невидимую границу… вобщем сложно там, без поводыря. Как в гостях в незнакомом доме – вытер руки неприкосновенным полотенцем сварливой бабушки, и навеки проклят.

  9. starshoi says:

    Ой, напомнила наш поход под дождем по этому маршруту. И шапочку и веревочку. Мы еще приедем!

    • tanyamay says:

      Да не говори. Я теперь когда туда попадаю, четкая картинка встает – как мы бежим по щиколотку в воде 🙂

  10. inconnue111 says:

    Татьяна, ваши экскурсии оставляют прелестное послевкусие! Вот были мы с сестрой у вас в июне, да, и Морской помним, и синагогу… Всех подробностей не помним, всяких дат с фамилиями и названиями, но осталось впечатление чего-то чудесного, какого-то облака любви, в которое вы погружали всех вокруг и свой любимый город. Короче, ура. Еще хочу.

  11. milaaga says:

    а я ведь на отпевании Ахматовой в Морском была, да… есть свидетели, немного их осталось, но – есть

  12. messala says:

    На экскурсиях по Евпатории двое-трое из моих студентов всегда отказывались заходить в соборную мечеть. “По религиозным убеждениям”, блин.

    • tanyamay says:

      И смех, и грех.

      • messala says:

        А учитывая, что это единственная мечеть в бывш. СССР, построенная Абу Синаном, который выстроил пол-Стамбула…

        • tanyamay says:

          А это объяснение не действует? Впрочем, на таких, у которых “религиозные убеждения”, доводы рассудка не действуют никогда.

          • messala says:

            Да нет, конечно, не действует. Обратите внимание, что такого рода “религиозные убеждения” случаются у тех, кто ни в какой религии (включая ту, которую они считают “своей”) ни в зуб ногой. Зато куча гонора плюс магические суеверия – такое ощущение, что они, как на зоне, боятся зашкариться, если сядут на неправильную шконку. Типо “вошел в мечеть/синагогу” – осквернился.

  13. tasha_k says:

    Извиняюсь, а в Синагогу просто так можно придти посмотреть или надо звонить и договариваться? Очень бы хотелось зай

Leave a Reply