Самая невероятная вещь
Есть упоминание об этой истории у Шварца, давно читала, но в подробностях только у Мариенгофа нашла. Вот так почитаешь, и становится очень понятно, почему разнообразные упыри ненавидели Петербург и старались его стереть с лица земли. Он их, я думаю, бесил как рассадник культуры. Была какая-то секретная инструкция у нацистов, в которой рекомендовалась большая осторожность при разговорах с русскими, и особенно, дескать, опасны дискуссии с петербуржцами: “Последние от природы хорошие диалектики и обладают способностью убеждать в самых невероятных вещах”. Ведь так, не дай бог, и порядочности научат.
“На девятнадцатом году революции Сталину пришла мысль (назовём это так) устроить в Ленинграде «чистку». Он изобрёл способ, который казался ему тонким: обмен паспортов. И десяткам тысяч людей, главным образом дворянам, стали отказывать в них. А эти дворяне давным-давно превратились в добросовестных советских служащих с дешёвенькими портфелями из свиной кожи. За отказом в паспорте следовала немедленная высылка: либо поближе к тундре, либо — к раскалённым пескам Каракума.
Ленинград плакал.
Незадолго до этого Шостакович получил новую квартиру. Она была раза в три больше его прежней на улице Марата. Не стоять же квартире пустой, голой. Шостакович наскрёб немного денег, принёс их Софье Васильевне и сказал:
— Пожалуйста, купи, мама, чего-нибудь из мебели.
И уехал по делам в Москву, где пробыл недели две. А когда вернулся в новую квартиру, глазам своим не поверил: в комнатах стояли павловские и александровские стулья красного дерева, столики, шкаф, бюро. Почти в достаточном количестве.
— И всё это, мама, ты купила на те гроши, что я тебе оставил?
— У нас, видишь ли, страшно подешевела мебель, — ответила Софья Васильевна.
— С чего бы?
— Дворян высылали. Ну, они в спешке чуть ли не даром отдавали вещи. Вот, скажем, это бюро раньше стоило…
И Софья Васильевна стала рассказывать, сколько раньше стоила такая и такая вещь и сколько теперь за неё заплачено.
Дмитрий Дмитриевич посерел. Тонкие губы его сжались.
— Боже мой!..
И, торопливо вынув из кармана записную книжку, он взял со стола карандаш.
Сколько стоили эти стулья до несчастья, мама?.. А теперь сколько ты заплатила?.. Где ты их купила?.. А это бюро?.. А диван?.. и т. д.
Софья Васильевна точно отвечала, не совсем понимая, для чего он её об этом спрашивает.
Всё записав своим острым, тонким, шатающимся почерком, Дмитрий Дмитриевич нервно вырвал из книжицы лист и сказал, передавая его матери:
— Я сейчас поеду раздобывать деньги. Хоть из-под земли. А завтра, мама, с утра ты развези их по этим адресам. У всех ведь остались в Ленинграде близкие люди. Они и перешлют деньги — туда, тем… Эти стулья раньше стоили полторы тысячи, ты их купила за четыреста, — верни тысячу сто… И за бюро, и за диван… За всё… У людей, мама, несчастье, как же этим пользоваться?.. Правда, мама?..”
Да…
что это ты читаешь такое Мариенгофа?
http://www.vilavi.ru/raz/mariengof/krug/shostak.shtml
спасибо! люблю я его сильно, Маренгофа.
спасибо. Теперь мне есть, что читать.
Это из “Бессмертной трилогии” – она вся дивная.
о, спасибо
Там много еще в “Мозаике” отличного. Сейчас как раз выудила:
Я минут пять рассказывал официанту, как мне приготовить «свиную отбивную».
Он с внимательнейшей мордой, кивая, говорил мне:
— Слушаюсь!..
— Понятно-с!.. — Непременно-с!..
— Так-с!..
— Не извольте беспокоиться, всё будет по вашему вкусу.
Потом подошел к окошечку и крикнул:
— Один раз свиная отбивная!
Этот урок, полученный в задрипанной столовке, мне в жизни пригодился.
Наслаждение прямо какое-то.
О, это я помню тоже. Поучительно, правда.
хорошо как..вот как бы таким человеком стать!
А вы что, думаете, что если бы вот сейчас из вашего города выгоняли в тундру людей и они бы со слезами распродавали свои вещи, вы бы кинулись по дешевке это все скупать? Сильно вряд ли. Это надо или очень простым быть, чтоб не думать ни о чем, или с альтернативной нравственностью.
я тут маму перевозила из москвы. она одна в стране уже не может жить. не в тундру конечно, в “жаркие страны”.
времени у меня было на “все собрать-упаковать-избавиться” итп 2 недели.
времени, конечно, не хватало. я написала объяву в жж про “мебель за бесценок”. мне ответили – мои же не такие давние друзья-приятели “ну, если даром отдашь – так и быть, вывезем”…
Это другое. Это не называется “наживаться на несчастье”. Просто в наше время кризис перепроизводства – всего у всех много, взять – только в виде одолжения. Я тоже как-то продала за бесценок кровать, которая мне мешала (считай – отдала даром), но не вижу здесь несправедливости: мне вещь мешала, людям была в принципе нужна, но не настолько, чтобы платить какие-то серьезные деньги.
А то, что у Мариенгофа – это скорее ситуация, когда взрыв в метро, а таксисты задирают цены. Да, есть такие таксисты. Но это не обычные люди, а альтернативные все-таки.
ну да, это не несчастье, а просто трудная ситуация, я согласна
нет, “серьезных” денег я не просила, просила баксов по 250 за что-то что в оригинале стоило тысячу.
я скорей не о том, что люди все альтернативные, а об общей склонности в любой ситуации думать со своей колокольни так скть
там тоже люди могли себе сказать “это им мешает, а не нам нужно”.
Вам срочно нужна мебель. У вас есть небольшая сумма. Людям надо срочно мебель продать. Не надо торговаться, выжидать, негодяйствовать – они сами называют низкую цену. Не думаю, что мать Шостаковича была бездушная мерзавка. Она поступила, как обычный средний человек. Все дело в том, что Шостакович – не обычный. Редкая порода.
Я, наверное, как-то неясно выразилась. Я совсем не считаю мать Шостаковича мерзавкой, упаси Господь, скорее – “простой”, “не задумывающейся” (но думаю, что человек, который пишет “вот бы стать таким человеком” – не из породы незадумывающихся, поэтому засомневалась, что он бы так поступил). И я не считаю поступок Шостаковича чем-то само собой разумеющимся. Но его “удивительность” – в том, что он разрулил уже случившуюся ситуацию. Думаю, очень многие из нас не стали бы покупать мебель за бесценок у обездоленных людей. Но вот если мебель уже куплена родственником, встать на уши и выслать деньги – это да, поступок.
Ну, как-то так, да.
С одним нюансом. Человек задумался, потому что прочитал о том, как можно себя повести. Отстраненно увидел. С расстояния многих лет. А уж как мы все себя будем вести в реальной ситуации, бог весть. Хорошо бы, конечно, как Шостакович.
вот именно в этом и удивительность – уже случившуюся ситуацию переиграть в ущерб себе. Мощный человек! вот за себя я при таком раскладе не уверена.
пока формулировал, ты уже написала
Ну если все такими порядочными будут – придется распродавать совсем за гроши или бросать.
да о чем тут думать. Прекрасно помню как в конце 80-ых люди распродавали, бросали и уезжали. Был полный обвал цен. Библиотеки в принципе не распродавались, потому что все кто мог бы их купить, сидели на чемоданах. Единсвенный вариант-скупщики книг, которые везли продавать в букинистические в Москву.
Ну а в тех местах кудаЛюди массово переезжали – естественно что цены поднялись в разы.
Шостаковичей единицы, а люди в массе поступают так как им выгодно
очень сильно. буду читать мариенгофа.
Бросила работу, сижу читаю по вашей ссылке. Не могла оторваться,пока все не прочитала.
действительно невероятно. Мне бы про Шостаковича никогда в голову не пришло. Всегда казалось, что он был первостатейный трус…
Я небольшой знаток его биографии, но все, что читала, написано с симпатией и уважением.
Ну, а трус… Кто тогда не боялся.
Семье моей подруги Шостакович помогал до самой смерти, хотя это грозило не просто неприятностями, а было просто смертельно опасно. Помогал и деньгами, и письма возил высокому начальству. И когда все умерли, в ГУЛАГЕ или уже после, своей смертью, продолжал помогать родственникам.
Хорошо, что вы это написали.
Моя подруга есть в ЖЖ, и потихоньку пишет семейную историю, но пока не готова выкладывать ее в широкий доступ. Слишком много еще живых осталось, кого это касается слишком близко.
Я вспомнила, ее бабушка даже к Ландау ездила с письмом Шостаковича. Сам он почему-то не смог тогда.
Нет, у него другая репутация.
У меня сложилось впечатление, что он на рожон не лез, но и подлостей не делал.
Зато делал такое, что, ну, как в цитате.
Про Сахарова, правда, письмо подписал, что “возмущен его действиями”. Но в той травле многие отметились.
Если у людей на протяжении многих лет держать яйца пассатижами, то трудно потом удивляться их сговорчивости.
Я сейчас не могу вспомнить, что-то было неприятное, но не помню что.
Конечно, не прокофьевские дневники самовлюблённые…
Ну, неприятное неудивительно, он был нервным и задерганным человеком.
Спасибо большое! Очень жаль, что я раньше не нашла Ваш журнал, зато еще сколько прекрасного непрочитанного.
Пожалуйста.
Сказочной красоты история… Спасибо!
А можно я к себе утащу?)))
Что за вопрос. Конечно.
А на всякий случай )))
Потрясающая история. Спасибо.
Очень вам признательна. Побежала скачивать и читать. Это что-то из огромного учебника:”Как быть человеком.” Прекрасная история, спасибо.
Спасибочки!
Ну да. Всяко можнго это ктрактовать, но, по сути, так приятно читать о столь прекрасных душевных порывах.
Знаешь, самое приятное – что для него это, похоже, не порыв. Для него это норма. Естественное состояние.
Что-то у М. концы с концами не сходятся. Самая большая высылка из Питера была в 1934- нач. 1935, а не в 1936. (А до этого в середине 1932 вроде.)
Да это уже не так важно.
Очень-очень важно. Потому что историчность не равна фантастичности.
полагаю, вранье вся ис тория. Красиво, но вранье. Уже в тексте есть противоречия. Если Шостакович “наскребал” деньги на покупку мебели, то откуда у него через сравнительно небольшое время появились суммы в 3-4 раза больше, которую он “наскреб”? Шостакович получил наследство от дяди-миллионера?
“…обладают способностью убеждать в самых невероятных вещах”
О!
Кстати, в том числе и себя самих :).
Намек понял 🙂
На том стоим, кстати.
Именно!
А намек был обращен унутрь :).
да, вот все бы такие были, жизнь была бы другая.
Только я заголовк не поняла – а какая вещь “самая невероятная”?
Ну, как-то так: “обладают способностью убеждать в самых невероятных вещах”. Ведь так, не дай бог, и порядочности научат”.
В смысле, порядочность.
аа! спасибо.
А вот тут внутренний голос интересуется — откуда та “новая квартира” взялась? Новостройка?
Не знаю, честно говоря, куда он с Марата переехал.
Ну внутреннему голосу скорее интересны предыдущие жильцы этой квартиры и их статус, а не география.
Если исходить из этих данныых
http://kompozitor.su/books/item/f00/s00/z0000000/st010.shtml
то один из адресов на Петроградской.
Более всего вероятно, что речь идет о квартире на Б.Пушкарской
Ага, спасибо большое.
А. Не думаю, что он вселился в квартиру, жильцов которой перед этим расстреляли или что-нибудь в этом роде. Да и мебели там не было, такого после реквизирования не случалось.
тяжелый антисоветский параноидальный бред. Всю семью никогда, повторюсь, НИКОГДА не расстреливали, за исключением тех случаев, когда вся семья подпадала под очень тяжелые уголовные статьи (убийство, бандитизм). Это было крайне редко и не среди дворянских фамилий, обычно поголовно под расстрел шли бандитские семейки рабоче-крестьянского происхождения, которые все были кровью повязаны по самые уши. Могли семью политически репрессированного административно выселить, но это только после 37-го, до 37-го не было нормативной базы и оснований. Максимум что могли – уменьшить занимаемую площадь в связи с выбытием жильца по этапу. Конфискация движимого имущества предполагала вынос имущества и переход его в распоряжение советских органов, кстати говоря, разных – суды порой упоминали, в пользу какой организации будет осуществлена конфискация имущества. Готовые мебелированные комнаты если раздавали, так мебелировали их со складов, обычно сборно, и часто весьма эклектически 🙂 Впрочем, если Шостаковича вселили в реквизированную квартиру – то полагаю, ничего страшного. Лучше там будет жить хороший советский композитор, чем семейка социальных паразитов.
Я брезгливая, поэтому, чтобы вы больше тут не появлялись, баню.
еще раз повторимся 🙂
В этом вся интеллигенция. Забанитиь проше, чем выслушать 🙂 Вместо того, чтобы послушать человека с историческим образованием, который специализируется на советской истории, вы настаиваете на весьма непривлекательной черте современной либеральной интеллигенции- антисоветской паранойе. А эта паранойя, в свою очередь, базируется на узости вашего образования, когда вы мыслите штампами, почерпнутыми у других. Я попытался вам на это указать. Не хотите слушать – ваше дело, только не удивляйтесь, когда люди, которых вы не удосужились выслушать, не будут слушать вас. Если вы залезете в любую монографию, посвященную красному террору (ну, например, И. С. Ратьковский. Красный террор и деятельность ВЧК в 1918 году. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.), то вы увидите, что даже расстрелы заложников в самое горячее время не распространялись поголовно на семьи классово чуждых элементов, а исключительно на ПОЛИТИЧЕСКИ и СОЦИАЛЬНО АКТИВНЫХ элементов – то есть, на трудоспособных совершеннолетних. Расстрелы семьями в 30-х гг. могли касаться только той совершенно незначительной прослойки семей, состоявших ид двух совершеннолетних членов, проходящих по тяжелым обвинениям. Как правило, расстреливаемые по 58 статье в 30-е имели внушительные посты в советском аппарате, иначе масштабы возможной антисоветской деятельности были недостаточны для расстрельного приговора. Причем, как вам в комментариях написали, дело происходило даже еще ДО убийства Кирова, когда говорить о сколь-нибудь массовых репрессиях не приходилось. Эрго, вероятность, что Шостаковичу попалась квартира с жутким прошлым прежних хозяев, равна практически нулю. И про мебель тоже – откройте УПК ну, скажем, 1922 года, суд определял, куда конкретно пойдет имущество. Шостакович получал квартиру, как я понимаю, от Союза композиторов, вряд ли суд конфискуемое имущество так вот взял и передал целиком СК.
Вы ошибочно сгущаете краски относительно репрессий. Выселение соцально-чуждого элемента в 20-30 коснулось не только и не столько дворян, например, но в первую очередь, уголовного и тунеядствующего (т.е. живущего на неизвестные доходы) элемента. Это была стандартная мера по обеспечению порядка. То, что б. дворянство попало под раздачу – так вопрос, а что, оно было белым и пушистым? Нет, конечно. У основной массы населения были к дворянству на момент 1917 большие счеты, и большевикам стоило больших трудов удержать трудовое население от применения их ко всем, сразу и по высшей планке. Если бы большевики не старались удерживать рабочих и крестьян от погромов, то дворянство к 1918 году вырезали бы физически, как вырезали за несколько недель в свое время гаитянские негры-рабы всех французов.
Что же до жеста Шостаковича, то он выставляет его как двуличного человека – клясться в газетах верности Советской власти и раздавать деньги врагам Советской власти не есть образец честности…
То, что у вас несколько аккаунтов и вы настырно лезете в окно, когда гонят в дверь, достаточно ярко о вас говорит. Часто банят? Терпите за правду. Понимаю.
Историческое же образование, увы, встречается даже у безнадежных идиотов.
Как говорил некто Чехов, университет развивает все способности, в том числе – глупость.
Сами уйдете или мне опять утруждаться?
и не стыдно ли вам так позориться-то? Про второй аккаунт – он заведен не для красивых глазок таких как вы, их у меня всего два, один русско-, другой англоязычный, у вас я смотрю, привычка ставить диагнозы по юзерпику 🙂 Я, кстати, вполне согласен с тем, что образование ума может и не прибавить, но в каждом конкретном случае это надо доказывать, иначе этак можно договориться до отрицания вообще пользы образования (термин “махаевщина” вам что-то говорит?). Вы же этого не доказываете, а тупо баните.
Главное – по существо вопроса о репрессиях и квартирах вам есть что сказать или будете настаивать на том, что семьями стреляли дворян, а потом раздавали квартиры нищенствующим шостаковичам? Будете признавать, что глупость сморозили или будете настаивать на своей ошибке (надо сказать, весьма неумное поведение).
Ну хорошо. Я смотрю, вы настойчивы, как истинный марксист.
Я с интересом начала читать ваш коммент, махнув рукой на “тяжелый антисоветский параноидальный бред” и “либеральную интеллигенцию”, но осеклась. Объяснять, почему, не хочу. Мне лень, я не марксист. Но точно не потому, что страдаю антисоветской паранойей.
Я не собираюсь настаивать на своей ошибке – просто не хочу с вами разговаривать. Можете списать на мою недалекость, если вам от этого легче.
И уличать с таким пылом Шостаковича в “двуличности” в тех условиях смешно и скучно.
лень, ну-ну… Прямо Обломовы сплошь. Идите молитесь на ваших кумиров с фигой в кармане…
Спокойной ночи.
Люблю Мариенгофа.
Простите, а не подскажете, где это у Мариенгофа?
Из записок “Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги”.
http://www.vilavi.ru/raz/mariengof/krug/shostak.shtml
Пребольшое спасибо!
как выяснилось, вся трилогия мемуаров на флибусте лежит: http://flibusta.net/a/18194. Я, как выяснилось, читала первые две только.
Вы знаете, у меня почему-то нет сочувствия к людям, покупавшим в период своего преуспевания такие дорогие вещи.
И ещё: я не очень понимаю, каким образом Шостакович в тот момент определял “истинную цену” этой мебели.
А, то есть вы в период преуспевания покупаете дешевое б/у?
Бывает.
Я экономлю и не покупаю предметов роскоши. Любую вещь эксплуатирую до предела, до полной непригодности; либо меняю её на более другую, если появляется возможность сделать это халявно.
Например, компьютер у меня: P’III, 512 MB RAM, 80 GB HDD. Я могу найти деньги на простенький современный компьютер (системный блок должен уложиться в пять тысяч рублей, особенно если сохранить старый корпус и CD-ROM); но не считаю нужным тратить деньги на то, без чего спокойно обхожусь.
да ну их к черту с их Шостаковичами. Сами же выставляют своих кумиров как беспринципных людей. В 24 году Шостакович пишет симфонию с посвящением Ленину, а в 30-каком-то раздает деньги заклятым врагам Ленина.
Не слишком правдоподобная история. Дмитрий Дмитриевич ведь должен был понимать, что его новая квартира тоже не с потолка упала.
Он прекрасно знал, кто расстреливал и ссылал его соседей и сокурсников, но не вякал. Любой нормальный человек на его месте, минимум, слинял бы подальше от уродов, но Дмитрий Дмитриевич остался и даже ввел в свои сочинения еврейские мотивы. На фоне такой нравственной гибкости упомянутая выше щепетильность по поводу мебелей выглядит крайне маловероятной.
пошла на флибусту и прочитала всю трилогию
спасибо
Недавно вспоминал этот отрывок, когда сын Шостаковича произносил идиотские панегирики Михалкову.
Да, ужас какой-то. Сейчас вспомнила – передернуло.
Мариенгофа очень люблю. Какая у него у самого была трагическая судьба!Меня как-то особо задела история с его сыном.
У меня вопрос: а где вы скачиваете русские книги в электронную читалку? Мне необязательно бесплатно, я готова заплатить, лишь бы они моей американской кредиткой не брезговали:)
На flibusta net. Ну или просто в поисковике вбиваю название книги и “скачать”.
Как же хорошо с утра прочитать такую историю. Будто в церкви причастился.