Иногородние друзья, вопрос есть. К…
Иногородние друзья, вопрос есть. К тем, кто бывал в Эрмитаже. Что больше всего запомнилось? Лестницы, картины, скифское золото, смотрительницы, кошки, вазы, скульптуры, мумии – все давайте. Хорошее, плохое – все что вспомнится.
Впрочем, петербуржцам тоже не возбраняется поругаться и похвалить. Особенно похвалить, что больше всего любите, какие залы, может быть конкретные полотна или предметы.
Для дела нужно. Буду очень признательна.
Кстати, если кто-то “Шедевры Метража” Тани Разумовской не читал – крайне рекомендую. Посетители глазами и ушами сотрудника Эрмитажа. Десять минут чтения – а удовольствия на целый день.
P.S. Про разницу цен на билеты не надо, самим за это постоянно неловко, не давите на больную мозоль.
Спасибо всем огромное, вы замечательные.
эээ… про картины не надо?
Надо, надо!
на самом деле, таня, этим летом я была в эрмитаже.
мы приплыли на кораблике на два дня в питер.
ну, понятно, хоть и родной город, любимый, поехали с группой в эрмитаж. когда такой случай опять представится?
так вот, запомнилось смешное.
шла наша группа с экскурсоводом, на английском языке (кстати, прекрасно девушка говорила и умница, и потрясающе рассказывала), так вот, впереди нас шла группа китайцев, и сзади тоже группа китайцев.
в одном из залов произошла заминка и все три группы сгрудились, перемешались и возникла небольшая неразбериха.
бабуся-смотрительница, замахала руками и, обращаясь к экскурсоводам закричала,
“китайцев, китайцев этих настырных попридержите, лезут вечно без очереди, и фотографируют, фотографируют! паразиты!”
ни американцы, ни китайцы не реагировали, естественно. (мы тихонько ржали) экскурсоводы пытались как-то организовать группы. бабуся опять машет руками и орет:
“ну, ты подумай! нахал какой! вот, куда он прется этот китаец! девушка, заберите его, он из вашей группы?” пока замешкавшаяся экскурсовод вертела головой, высоченный, огромный китаец (его голова возвышалась над всеми в зале) неожиданно заявил бабусе:
“зачем клитись! не клиси, бабуська!”
бабуся от неожиданности аж икнула. а мы с мужем хрюкнули в рукава.
“ты чегойта?” – выдавила бабка.
“сё халасо! не клиси!” – успокоил ее китаец и погладил по плечу.
это было очень комично. бабуся совсем не ожидала того, что ее кто-нибудь поймет по-русски. вот и выдала.
Отличная история, да 🙂
Жалко, что ты фамилию девушки не знаешь. Сейчас сделали бы пиар. Вечно мы только всяких упырей запоминаем.
я завтра спрошу у мужа. может у него где-то записано.
она такая славная была. умничка. английский прекрасный. правда, бритиш, но наши американцы ее прекрасно понимали. кажется, звали ее светлана. но фамилию я точно не вспомню. если у голоса разума записано, я завтра напишу.
Я уже 25 лет как иногородняя 🙂
Но может вам что-нибудь пригодится?
http://www.netslova.ru/razumovskaya/metrazh.html
Спасибо!
Таня, оказывается, я это читала несколько лет назад с огромным удовольствием. Ну вот теперь и с автором познакомилась 🙂
Этот Шарик – мал, а слой – тонок 🙂
Тань, я там, на второй странице ещё пару эрмитажных баянов вспомнил, тебе в коллекцию ))
Иду смотреть! 🙂
Но это уже не ко мне – после меня многие стали собирать, благо, вопросы не иссякают 🙂
Это вряд ли после, это год 79й, максимум – 80й. ))
Даришь? Могу попросить редактора добавить в коллекцию 🙂 Хотя большинство вопросов там с моих собственных экскурсий.
Дарю, конечно! ))
Огромное спасибо! И хозяйке – за распространение 🙂
Жуткая очередь, на солнцепеке, и воды нет. Это было лет 25 назад, но до сих пор помню
Мнение одно-двух летнего ребенка не надо? Хотя и местный, но может сойти за непредвзятого зрителя:)
Все нужно.
Ножки мебели (особенно в Павильонном зале и у испанцев), двери в зале Леонардо, паркет, Иорданская лестница, “Танец” Матисса.
Это то, что больше всего понравилось ребенку в возрасте 1 год +- 2 месяца.
Понимаю 🙂
Моя дочка в чуть более старшем возрасте, когда мы ее спросили в конце похода, что больше всего понравилось, восторженно сказала: “Ручки на дверях!”
Как раз на уровне детских глаз. И трогать можно.
когда я была маленькая (лет 6-7), мне больше всего понравился зал с рыцарями, а конкретнее — их гульфики. я на весь зал заорала: “мама! смотри, какие у рыцарей написюльники!”
ну и лошали их, но тоже специфически: я ходила и высматривала — конь это или кобыла.
у одного туда болт вставлен, ага 🙂
очередь и разный ценник для жителей России и нас, бывших сограждан 🙂
Помпезность, местами домашность и отголоски экономии (бедности).
Посетители 🙂
А конкретнее? И вам там совсем ничего не понравилось, не запомнилось?
не, как раз понравилось и даже очередь! Я очень давно там была и у меня пара моментов есть, врезавшихся в память. Один из них – в каком-то уголке вдруг обнаружился Черный квадрат Малевича (надеюсь, я не путаю, что это было в Эрмитаже) и я ошарашенно смотрела на него, осознавая, что вовсе он не одинаково черный и то, что я раньше считала этим самым квадратом имеет мало что общего с самой картиной. Была бы возможность – пришла бы еще раз на него посмотреть.
А, вот теперь понятнее. Отлично, спасибо.
Бесценные полотна XVI-XVII веков – и тут же открытые окна, свободно вливающийся целебный свежайший и чистейший городской воздух и падающие на полотна прямые солнечные лучи.
Лето 2011 года, если что.
Гм. Странно. Записываю.
Лестницы, виды из окон на Неву, хмурое небо ( из них же 🙂
В плане вида вы не одиноки, как выясняется 🙂
Залы. Галлереи западноевропейского искусства с их красными стенами и огромными полотнами. Зал Рубенса, Восточная Галлерея с часами Павлин. Это то, что приходит в голову сразу.
Ценно, спасибо.
я один раз была, запомнилось, что первый четверг – бесплатный день и рыцарский зал.
А чем рыцарский зал запомнился? Что больше всего произвело впечатление? Чтобы вот посмотрел – и сразу ах.
я вообще быт люблю, диорамы, реконструкции. .
обходили эрмитаж “за три часа 5 км/ч”, после мрамора и картин – рыцари! живые! три дэ! наконец-то хоть что-то в этом музее можно посмотреть!
А лестниц вообще не помню и картины вспоминаются из Третьяковки.
“рыцари! живые! три дэ!” 🙂 Спасибо большое.
я так спасала интерес. я туда американцев повела, гостей-коллег. идем, то, се, вижу, начинают мои американцы тосковать. вышли мы, дай бог памяти, к рембрандту – о, говорит джим, что-то я такое припоминаю. тут я ощущаю, что я теряю собеседников. тут-то я и вспомнила про рыцарский зал, а юность, проведенная за непереведенной “мощью и магией”, позволила достойно вести диалог.
а вообще, мы ужасно жилые залы любим. в годы, когда четверг был допоздна, мы там торчали после кружка, Стр их рисовал, библиотеку в основном, а в музсалоне я даже на гитаре как-то играла, с позволения смотрителей – впрочем, тогда этим многие баловались. А в конце Нидерландов стоял тогда диван с видом на зимний сад, и тогда на нем можно было сидеть – мы непременно сидели. Некоторое время спустя разговорились с тамошней смотрительницей, она призналась, что считала нас фарцой – нормальные люди в “метраж” каждую неделю не ходят 🙂
А я был разочарован. Я не фанатичный реконструктор чтобы весь этот металолом различать а пояснений никаких. И если с картинами можно просто смотреть то тут железяки еще и свалены кучно вобщем те же проблемы что и всюду.
Вот так примерно как по ссылке http://trv-science.ru/2011/10/11/doistoricheskijj-muzejj/
ну как по мне )
мне с моим ростом удобно было заглядывать в вазы
и чего я там только не видел! )
но запомнилось, разумеется, не это
запомнились тётушки-экскурсоводы с их из пальца высосанными искусствоведческими теориями о каждой единице публичного хранения
это было смешно до колик
Поскольку на меня когда-то сильное впечатление произвела история, рассказанная Горьким про съезд крестьянских депутатов в Зимнем дворце, твой коммент заставил насторожиться 🙂
эта история и меня впечатлила когда-то ))
сто лет не была – запомнился зал с рыцарями, там как раз очень сильно уставали ноги и мы сидели их разглядывая)
Была один раз, давным-давно, со школьной экскурсией. Бродили почему-то отдельно, я хотела найти зал с мастерами Возрождения, а попала в зал импрессионистов. Запомнила “Хижины” Ван Гога, на репродукциях не виден рельеф, меня это почему-то поразило тогда.
Спасибо!
Машкин Мелкий (5 лет, в Эрмитаже впервые): рыцари, статуи и картины на мрачные сюжеты.
Мрачные больше всего почему-то запоминаются всегда. Отсюда же и детские страшилки, наверное.
Процитирую фрагмент из своего выступления на конференции, посвященной юбилею Школьного центра Эрмитажа.
«…Всех, кто в своей жизни так или иначе связан с Эрмитажем можно разделить на три неравные группы. Во-первых, это посетители. Неважно, приходят ли они в Эрмитаж потому, что не могут без него жить; посещают ли вернисажные действа, чтобы потом говорить в застолье: «Заходил тут на днях в Эрмитаж на открытие…»; забегают ли взмыленные в рамках программы самолетной экскурсии типа «Две столицы за три дня» и сразу спрашивают у музейного смотрителя: «А где тут у вас в… ммм… Третьяковке буфет?».
Во-вторых – это профессионалы. Музейщики, положившие большую часть своей жизни на сохранение и преумножение эрмитажных сокровищ. Историки и археологи, приходящие в запасники, чтобы изучать хранящиеся в Эрмитаже предметы. Студенты, занимающиеся в залах Эрмитажа.
Но есть и третья группа – эрмитажные дети. Те, кто впервые попадает в Эрмитаж вместе с мамой еще не родившись, кто проводит дошкольное детство «у мамы-папы» в хранилищах или на еще не открытых экспозициях, а школьные годы – в эрмитажных кружках. Те, для кого Эрмитаж действительно является родным домом в прямом смысле этого слова: здесь едят бутерброды и пьют чай, здесь играют и гуляют в Большом дворе Зимнего дворца, здесь делают уроки, а иногда (когда маме-папе приходится работать допоздна накануне открытия выставки) даже спят на диванчике красного бархата, укрывшись маминым синим халатом или папиной старенькой телогрейкой…»
Отсюда: С.В.Белецкий. В Школьном кабинете в конце 50-х – 60-е… // Школьные кружки в Эрмитаже. История и современность. Материалы конференции 28 ноября 2002 года. СПб., 2003, с.22-36
Замечательно, спасибо, Сергей Васильевич.
Я, кстати, тоже там пять лет занималась. Поэтому и не заблудились.
да даже и папе-маме не непременно было быть эрмитажными людьми Ж) детишки той же климчицкой или покойной вайнштейн были в принципе маловыгоняемы. 🙂 даже после школы нам продлевали пропуска, и мы ходили первые курсы нелегально.
Когда меня в первый раз папа привел в Эрмитаж ( было мне 4 года – пора уже было приобщать к Искусству), самое сильное впечатление произвели Посольская лестница и мужской туалет.
А куда папа еще мог меня отвести? :)) Про туалет я потом задавала очень много вопросов, а лестница была понятна и без того 🙂
Меня тоже папа в мужской туалет водил 🙂
Потому что в женский была очередь, как в сам Эрмитаж.
Я много чего люблю :)) Потолки прекрасные, лестницы. Огромные вазы из уральских камней. Залы с греческими скульптурами. Итальянская и испанская живопись (картины и интерьеры). Нравится то, что появились компьютерные стойки, где можно проложить маршрут до нужного места. Мы так рыцарский зал искали. 🙂 Не нравятся залы, где импрессионистов разместили.
Стойки многие хвалят, да.
А чем залы не понравились?
Он какие-то тесные. Потолки низкие 🙂 Ну вот такое впечатление осталось. Хотя, возможно, это по контрасту с испанскими залами.
Там же свет отвратительный. Археология размещена в современно оборудованных залах, а на Моне смотришь и видишь в стекле себя.
Ну, со светом в Эрмитаже много где скверно.
голландцы
эти бледные лица, выступающие из темноты
Очень здорово, спасибо.
“Возвращение блудного сына”, насколько я помню, там прямо с лестницы видишь – выходишь и “ах”. Еще помню какой-то натюрморт с мухой, смотрительница “поймала” мою пятилетнюю тогда дочку и устроила ей шоу по поводу этой мухи, это было очень здорово, ощущение такой традиции – представлялось, что веками так смотрительницы развлекали детей. Еще вспоминается вроде внизу какой-то суперсовременный зал с интернетом и там же можно что-то узнать про экспонаты, и кофе выпить, и сувениры – помню, было ощущение прямо лоска. Помню переход с окнами на Неву, оттуда очень приятно представлять себя не в галерее, а именно в Зимнем.
НУ вот, учитывая, что по-настоящему я сто лет не была в Эрмитаже, а с ребенком можно не считать, потому что она мне не дала ничего посмотреть – такие вот поверхностные впечатления.
“Возвращение блудного сына” действительно ах. Не люблю разговоры про ауру и т.д., но возле этой картины действительно что-то такое есть.
А что за шоу с мухой?
Там есть натюрморт, на котором муха изображена так натурально, что многие считают ее настоящей. Мою Надюшку отвели к картине, спросили, не кажется ли что-то странным на картине. Потом были наводящие вопросы какие-то, не помню. А потом объяснение, что многие детки сгоняют эту муху, но на самом деле она нарисована. По-моему, что-то объясняла по поводу тени и почему муха кажется настоящей, что-то еще рассказывала про эту картину.
Здорово, спасибо.
А еще, Павильонный зал – моя постоянная любовь. Мозаика на полу и на столешницах, фонтаны эти на стенах (по капельке которые) и часы-павлин само собой.
После первого посещения (в 14 лет) в основном запомнились залы: павильонный зал, греческий зал (зал с большим количеством колонн), лоджии Рафаэля, Георгиевский зал, Галерея героев войны 1812 года. Из живописи – Леонардо да Винчи. В первый приезд пытались увидеть как можно больше.
Во взрослом возрасте, когда стало понятно, что можно приехать еще и еще, в Эрмитаж стали ходить на что-то конкретное, не пытаясь объять необъятное. Например, в такой-то приезд сначала идем на импрессионнистов, а потом куда глаза глядят и т.п.
Очень мудрое решение. А то мне всегда жалко туристов, которые пытаются за один день все обежать.
я больше всего люблю зал с портретами героев войны 1812. Каждый раз зависаю именно там.
Очень замечательный, особенно если знаешь судьбы изображенных людей.
И еще вспомнила. Привела я четырехлетнего сына. Ходили-ходили, устал он очень. И вышли мы к дверям большим, стеклянным, ведущим на набережную. И как водится, на них табличка “выхода нет”. Сын стал читать что написано, поднял глаза на меня и с ужасом в голосе: “НЕЕЕЕТ???”
Бедное дитя 🙂
Еще при первом посещении в подростковом возрасте был потрясен библиотекой в императорских покоях. И Белым залом, конечно. Это были два самые сильные впечатления. Остались на всю жизнь.
Библиотека потрясающая, правда.
Спасибо.
Картины, европейское прикладное искусство 12-18 веков.
Как настоящий петербужец, чаще всего в Эрмитаж я ходу к друзьям “пообщаться”, а на самом деле просто выпить.
Что касается экспозиции, то на меня с самого детства ВСЁ производит впечатление. Но РАЗНОЕ: зависит от настроения — то итальянцы с голландцами позднего средневековья, то летнийы/интерьеры, то Египет, то прикладнуха… Но всё же юбимое — это, пожалуй, импрессионизм.
Вот и на меня тоже – разное.
А я вот, может, глупая, но я особо ничего не помню. Помню, что была. Помню, что очень долго ходила. Всяких хрестоматийных импрессионистов смотрела. Но чтоб это все произвело на меня впечатление, более сильное, чем от просмотра хорошего альбома – нет, не было такого.
Думаю, вы перебрали впечатлений. Всегда друзей предупреждаю, чтобы заранее выбрали конкретные залы, которые хочется посмотреть, – и не доводили до сверкающей каши в голове.
Из детских воспоминаний – длиннющая очередь вдоль набережной оледеневшей заснеженной Невы, и как пускали внутрь порциями, человек по 15-20, часы “Павлин”, Малая столовая, Египетский, Малахитовый и Рыцарский зал.
Из более-менее взрослых – как мы, грязные и усталые, разгружали связки ломов, лопат и коробки с керамикой на Малом подъезде и тащили всё это прямо сквозь толпы посетителей в запасники Русского отдела.
У меня прям-таки культурный шок был, когда к нашей компании в количестве трех человек сразу после покупки билетов и прохода в собственно Эрмитаж подошла милая женщина-экскурсовод и сказала, что она сейчас проведет для нас индивидуальную (!) бесплатную (!!) экскурсию (!!!) И ведь правда провела, очень интересно и даже захватывающе, после чего я нежно возлюбила Эрмитаж до конца дней своих. 🙂
меня в нем до сих пор поражает необъятность
что всегда можно найти что-то, чего ты еще не видел совсем ни разу, либо видел сто лет назад, либо отчего-то прошел мимо — а оно, оказывается, такое, что ах.
стандартно залипаю в зале с “охотничьими трофеями”, разглядывая хондеркутеровских птиц,
у античных надгробий,
в рыцарском зале у оружия, особенно у рондашей с улыбающимся львом и историей про весталку туккию.
и вот недавно шли на импрессионистов, свернули не туда и оказались в прекрасном зале со шпалерами, которого я не помню совсем, хочу сходить в него отдельно теперь.
могу долго перечислять, это первое, что вспоминается.
а из не-залов очень люблю эту лестницу, которая со второго этажа ведет в античность и египет,
под лестницей туалеты и курилка, и все время криво стоящий диванчик, при виде которого наконец понимаешь, как ты уже уходился — там этот пейзаж не меняется с восьмидесятых, и, вероятно и раньше, но раньше я не помню)
вот да, (почитав комментарии) — ВСЕ и все время разное.
Оно, конечно, вопрос не ко мне, но нельзя ж не поделиться одним из первых в жизни ярких воспоминаний. Вроде б, четырех лет мне еще тогда не исполнилось. Потряс гардероб. Павильонный зал тоже ничего, запомнился, но гардероба не затмил.
У меня первый раз Эрмитаж был в 11 лет, и потом еще дважды в более зрелом возрасте.
Как-то в порядке полученных впечатлений:
Главная лестница
Мумии (это в 11 лет)
Поллитровые (!!!) алюминиевые банки с кока-колой! (тоже в 11, на дворе был 1992 год. 0,33 уже никого не удивляли, а поллитровые были редкостью)
Галерея 1812 года – потому что ее в фильмах показывали. Причем скорее большее впечатление получаешь, когда уже посещенное место опять видишь, например, в “Звезде пленительного счастья”
Готическая библиотека (это уже в студенчестве)
Скифское золото в “Золотой кладовой”, особенно те вещи, которые под лупой смотришь.
Навершия епископских посохов
Вид из окон Нового Эрмитажа на Неву и Петропавловку в дождик
Первый раз был в Эрмитаже в 1964 году, с матерью. Впечатление было сильнейшим: Павильонный зал, парадная лестница, Рыцарский зал, атланты, греческие вазы и римские скульптуры…
С тех пор при каждом приезде в Питер обязательно два-три дня (если были) отводил на Эрмитаж.
В 1977 или 78 был на выставке античной камеи — это, пожалуй, самое сильное впечатление от музея. Интересно, публиковался ли когда-нибудь каталог коллекции?
В последний раз был там в 2002, что ли, году. Впечатление: запущенность, пыльные шторы, облупившаяся краска на стенах.
Смотрел любимых средневековых немцев, лиможские эмали, французов восемнадцатого века.
Ого, да вы тонкий ценитель. Мало кто камею любит – рассматривать недосуг.
Я вообще любитель античной пластики. Это искусство полностью утрачено, и жалкие подражания Возрождения и последующих эпох это только подчеркивают…
Неверов О.Я. Античные камеи в собрании Эрмитажа. Искусство,1988.
Можно скачать в сети.
Спасибо, буду искать…
Неверов О. Я. Античные камеи.— Л., 1971.
Неверов О. Я. Античные инталии в собрании Эрмитажа.— Л., 1976.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2023025 здесь “Античные камеи”,1988
Спасибо, я уже скачал 🙂
Хорошая, красивая книжка — но там едва 1/10 от того, что было показано на той выставке. И нет моей любимой камеи “Змея, стреляющая из лука” 🙁
В 1994г. была издана еще одна книга О.Я.Неверова “Античные камеи” ( в минитюрном формате),но там “Змеи” тоже нет
Жалко.
Полагаю, ее фотографию вообще невозможно нигде найти…
Нашел упоминание этой камеи вот здесь (п. 330): http://history.org.ua/LiberUA/978-966-02-5615-6/27.pdf
Там ссылка на издание Неверова 1986 года.
Попробую поискать.
Нашел. Это статья об экспонатах из собрания Христины Шведской в № 9 альманаха Панорама искусств за 1986 г. Скачать его негде, но, подозреваю, там будет также только упоминание этой камеи…
Там упомянут ОАК за 1861.Вот здесь http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=3 выложены Отчеты,но значительно более позднего времени.Думаю в Москве не составит проблемы найти в публичке Отчет Археологической комиссии за 1861г.))
Спасибо!
К сожалению, я не настолько профессионал, чтобы искать ОАКи в публичке.
Мне всего-то хочется иметь фото этой камеи и время от времени любоваться на него… 🙂
В ОАКах публиковались рисунки предметов.Они выполнены преимущественно профессионалами,но все несут отпечаток временной стилистики.Вам,разумеется,нужно искать современную публикацию.
Ещё была выставка нэцкэ в 80-х.
Зимой 1977-го был в Питере. Ну как не зайти в Эрмитаж. Блуждал целый день, устал, как собака. Обилие фламандских натюров с грудами битой дичи уже вызывали сильное желание устроить акт вандализма. Но тут забрел в зал с мадоннами Леонардо и застрял надолго. По сю пору держит.
Потом бродил и любовался пейзажами за окном, ну и интерьер дворца, картины уже зрением фильтровались.
В Эрмитаже, пожалуй, самое главное – вовремя уйти. Иначе действительно тяжело приходится. За Леонардо – отдельное спасибо.
Не, уходить на надо! Я-ж говорю – море удовольствия от вида за окном и интерьера. А еще там было тепло! Я человек южный, теплолюбивый. А в Питер приехал в легкой демисезонной курточке, а на улице -20, короткими перебежками от музея к музею, только в них и отогревался!
Я водила туда пару лет назад голландцев. Правда, мы прошли через дирекцию, в очереди не стояли и ничего не платили.
Им не понравилась структура ( все запутано, никакой системы). В Русском музее им понравилось, что все по порядку.
А потом, по-моему, они обиделись, что там много голландцев на стенках.
Очень понравился интерьер.
Сейчас информационные стойки поставили внизу, народ одобряэ – говорят, очень удобно стало маршрут прокладывать.
“обиделись, что там много голландцев на стенках” – тебе надо было рассказать про Великое Разорение 20-30-х. Это бы их утешило.
У нас в Филадельфии висят две картины из тех времён – эти рамы ни с чем не спутаешь. Ходим мимо – здороваемся.
У меня есть история, как я ребенка водила в Русский музей.
Про Эрмитаж истории нет, хотя туда тоже водили, конечно.
Рассказывайте, конечно.
Написала у себя. А то длинно и не про Эрмитаж 🙂
http://antruma.livejournal.com/115271.html
Мне запомнилось, как один японец помогал мне по парадной лестнице тащить наверх детскую коляску, а потом я нашла лифт и почувствовала себя деревом 🙂
Зал Да Винчи с видом на Стрелку. Идешь, идешь по сумрачным местам, а потом – ааа, простор. И то, что картины маленькие, какие-то домашние – не вяжется с понятием Шедевра, ожидаешь чего-то помпезного.
Да, я тоже удивилась в свое время, что они такие маленькие.
Вот хорошо, что напомнили.
Каждый раз отдельное впечатление — когда смотришь не на картины, а в окна, выходящие на Неву.
Люблю.
мои дети (7 и 10) только что вернулись из Питера от своего папы, первый раз в жизни были в Эрмитаже – сын только про мумий, дочка только про Малахитовый зал )
я больше всего всегда любила галерею 1812 года )
Очень люблю залы импрессионистов на третьем этаже. И народу там обычно меньше, чем на втором. И еще магической привлекательностью для меня обладает “Кающаяся Мария Магдалина” Джампетрино, мадонны Леонардо почему-то на ее фоне (хехе) не настолько впечатляют.
А плохое помню в детстве – тапочки эти жуткие войлочные.
“И народу там обычно меньше”
Редкая птицаРедкий турист доберется до третьего этажа 🙂Кстати, на третьем этаже есть весьма редкие картины немецких экспрессионистов, почти полностью уничтоженные при Гитлере…
Некоторые из них весьма интересны (например, Ханс Грундиг).
Ой, я шесть лет в Эрмитажном кружке прозанималась, маршруты все до сих пор помню, залы тоже, где что висит, до деталей, разве можно забыть…. Мне если об этом писать как следует понадобится много времени, а главное места…. Если попытаться по пунктам…
Экспонаты, которые люблю и помню. С детства – павильонный зал, там же часы с павлином, малахитовый, будуар, тронный и рыцарский залы, три зала с просветами, зал Родена, Главная Лестница, конечно. Почему-то колыванская ваза и три грации Кановы, и естественно, мумия. Ребенку, все казалось волшебным и огромным, как в сказке . Обмирала от Мадонны Литты да винчи и Мадонны с младенцем Рафаэля. До сих пор шалею от прощания давида с ионафаном, Данаи, Флоры и возвращения блудного сына(Рембрандта). Даная Тициана и Юдифь джорджоне. Мерцающий кубок наутилуса у малых голландцев, обожаемый Лукас кранах старший и полный скромного достоинства половина от триптиха Симоне Мартини.
На третьем этаже вдали роскошное стадо овец в утреннем тумане тройона, так и не полюбившийся мне Матисс с его Танцем и Музыкой, дама в зеленом платье и черной шляпе Анри Дерена и волшебная девочка на шаре Пикассо. Эрмитажный театр, где мы ставили спектакль и сами три комнаты – помещения школьного кружка. И еще много чего стоит перед глазами, но надо остановиться 😉
Теперь, что видишь,ээээ после долгого перерыва и шатания почти по всем музеям мира. Нет нормального кондиционирования, душно, поэтому сильно устаешь. Бабуси в залах, хамоватые, увы попадаются. Нету таких штук, аудио туров, которые надеваешь на уши и сама идешь бредешь по музею тупо и блаженно улыбаясь. Очень мало табличек с историей и разбором картины/художника. Понимаешь, что Эрмитаж на самом деле небольшой музей с не самой лучшей коллекцией. То что для россиян и для иностранцев – разная цена за билет, отвратительно.
Знаете что я вспомнила. Зимний сад, ведь он всегда закрыт. Я столько раз его видела через окна, и в снегу, и в зелени, и печальным при дожде и в тумане, и всегда, всегда хотелось туда ступить, казалось там прячется что-то необыкновенное… Не удалось до сих пор….
Как вы замечательно написали, настоящее эссе. Спасибо!
Спасибо за возможность вспомнить 😉
Очень точно написали! Я тоже с 5-го по 10-й класс занималась в кружке – дивное время, база на всю жизнь – в любом музее европейского искусства мира чувствуешь себя как дома.
А запасники, куда нас водили? И реставрационные мастерские?
И в другом согласна: в сравнении с иными музеями условия для посетителей чудовищные ( помню не один случай, когда в “Золотой кладовой” люди теряли сознание от нехватки воздуха). И на гигантскую коллекцию не так уж много шедеров первого ряда – с Лувром или хоть Метрополитен не сравнить.
Но это результат, как мы знаем, того мародерского разбоя и распродажи награбленного по-дешевке, который устроила хунта, захватившая власть в стране и все ценности, цены которым она не ведала за ненадобностью.
Я боялась, что написав негативное про любимый Эрмитаж меня закидают помидорами…Спасибо большое, рада, что мы совпали.
Кстати, можно прибиться в стан Ваших френдов?
Я обычно убиваю френдов весной,по четвергам,а сегодня понедельник октября.Так что вы не очень рискуете! 🙂
Wellcome!)
Хорошо, что сейчас осень 🙂
Вам везет 🙂
Девочку на шаре я видела в Москве, в Пушкинском музее. Интересно, это ее временно перевели тогда из Эрмитажа?
Ура! По крайней мере, один человек внимательно прочитал мой опус и заметил шутку с девочкой на шаре 😉
Ну, если учесть, что картины почему-то постоянно туда-сюда гоняют, могли и на выставку отправить. Потому и спрашиваю 🙂
А я около нее тогда сидела минут сорок. Так прибило.
Мне в детстве родители покупали марки, среди них была девочка на шаре. Тогда было время, когда с книгами по искусству были проблемы. Знаете, как странно, когда хочу что – нибудь вспомнить, встает перед глазами картина, а иногда, та самая марка…
А я огромное количество картин вспоминаю по иллюстрациям либо в журнале “Юный художник”, либо в одноименной энциклопедии. А марки у нас были с городами и с животными. А, еще с растениями!
Точно, с животными и растениями. Как я же могла забыть….
Интересно, куда потом девался этот альбом (вдруг в нем газетный Красный Меркурий лежит, а я не в курсе?)
ааааааааааа, а я помню ,где мои марки….
в кладовке, но Красного Меркурия там точно нет 🙂
Я очень редко поправляю ошибки. Любые. Не вижу необходимости. Вы же тут не ученики на уроке.
Угу, я в своем журнале, тоже никогда не поправляю. Неудобно….
Очень огорчают “энергосберегающие” лампочки, которые искажают цвета (особенно они досаждают на третьем этаже). Пробовал ходить летом, чтобы посмотреть картины при дневном свете, так нет, окна зашторены и всё те же лампочки. Ещё – неграмотно сделанные стёкла на любимых картинах. Трудно что-то увидеть через собственное отражение… Вобще, освещение и развеска какие-то неправильные.
Классно там зимой в сумерках, когда никого нет.
Со светом действительно проблема, я помню, приехала из Лондона, после музея Виктории и Альберта, – и была поражена, как же неудобно по сравнению с ним у нас все экспонируется. Как тускло и темно.
Кстати, в “Русском” (корпус Бенуа) всё куда приличнее. Поучились бы…
первый раз в Эрмитаже я была со школьной экскурсией (начало 90-х) , и основные впечатления – Главная (?) лестница, толкучка в гардеробе, огромные вазы и – Танец Матисса, куда мы с подругой попали случайно, потому что ей очень хотелось посмотреть статуи Родена, и н обратном пути мы заблудились, и вырулили к импрессионистам
на днях собираюсь посетить, если до конца недели Вам еще нужны будут впечатления, могу описать их по свежим следам
Буду очень благодарна.
Могу про сына рассказать. Было ему три года, когда я решила показать ему Эрмитаж, немножко, парадные залы. Рассказывала, показывала, но ни на что ребеночек особенно не реагировал. И вот привела я его в Малахитовый зал, начала рассказывать. И вдруг сын весь задрожал, ахнул. Ну, думаю – катарсис случился, пробрало искусство. А дитя мою руку бросило и помчалось в угол:”О-а-ог-не-ту-ши-тель!!!”
Бедные дети, контуженные искусством 🙂
Наши знакомые дочку вот такого же возраста повели. И перед походом пообещали, что потом пойдут в кафе. Ходят-ходят, рассказывают-показывают, скульптуры, картины, вазы… зашли в парадную столовую, что ли, где накрыт огромный стол, а на столе – какая-то драгоценная императорская посуда. И тут ребенок с облегчением закричал: “Ура! Кафе!”
Да, моя пятилетняя сестра, впервые приведенная в Эрмитаж, быстро заскучала и потребовала повести ее туда, “где царица кушала”.
10 лет как не питерец. Нравится все ( у нас там в университетские годы проходила история искусства), но всегда поражает количество людей-детей в египетском зале, особенно у “копченого человека”))
Перечитал Танины заметки, ты права – настроение поднялось ))
Несколько лет в Эрмитаже, одни из самых лучших воспоминаний.
А знаменитые шедевры:
– Скажите, а где у вас тут Малый Хитрый зал?
– ???
Через минуту дошло, что гости интересуются Малахитовым.
Или:
– Ой, а скажите, где тут у вас стоит ванна, в которой Екатерина с Распутиным купалась?
На подмогу тётеньке приходит её подруга:
– Да, ванна, где Екатерина с Распутиным купалась. В молоке!
Хорошо добавил к Таниным байкам 🙂
Упала под стол в восторженных корчах.
Тут сейчас главное в воспоминания не удариться, я до вечера не остановлюсь ))
Ещё в память врезалось занятие по барельефам, любимая Людмила Александровна вела.
– Ребята, посмотрите на эту знаменитую работу Гужона. Впрочем, это давно уже не оригинал, и никакой не Гужон, но в эти подробности мы вдаваться не будем.
И ещё, совсем не в тему, очень запомнился гардеробщик из служебного подъезда, тучный лысый дядечка, которого мы звали Бегемотом 🙂
Или спектакль, который мы в 81м ставили в эрмитажном театре. Даже не спектакль, мы самые разные стихи со сцены читали.
Как сейчас помню, мне достался Вийон, “От жажды умираю над ручьём”. И вот стою на сцене, а мысли только об одном – только бы из зала не заметили, что я в резиновых сапогах Вийона читаю (очень мокро на улице в тот день было).
А Сережка К., которому достался Мандельштамм, произнёс фразу про “на священной лестнице Ламарка я займу последнюю ступень”, и завис. Повторил ещё раз. И опять завис. Махнул рукой театрально, ушёл за кулисы, а мы оттуда хором, с понтом – режиссёрская задумка, многоголосо, чуть не с подвыванием – “к кольчецам спущусь и к усоногим, прошуршу средь ящериц и змей”. Апплодисменты сорвали, как коллективный Юрский ))
А Серёжку с тех пор иначе, как “кусоногим”, не называли.
И не останавливайся. Вообще, написал бы отдельный пост.
Ммм.. Не получится пост из этого сделать. Тут книгу писать надо, а она в голове не родилась ещё, да и не писатель я.
Людмила Александровна, Дмитрий Алексеич, Любовь Ионовна.. В их домах мы, собственно, стали тем, кем стали.
Если б я своим детям мог как-то дать тот “эрмитажный кружок”, который был у нас – свои родительские обязанности я считал бы, в основном, выполненными ))
Ух, ну ты и разбередила..
*Умоляюще сложив руки* Напиши. Ну хоть отрывками пиши.
Не знаю, Тань, оно огромное. Целая жизнь, на самом деле, которая тогда возникла, сформировала нас – и вот нам всем уже по полтиннику, считай, а оно всё, как вчера.
Очень личное, пожалуй. Знаешь, что забавно – мы все с тех пор и до сегодняшнего дня на связи, практически все.
Такая вот пруха нам была тогда. ))
Присоединяюсь. Лучше обрывки, чем ничто. В обрывках – можно сохранить время и ушедших людей – это такая археология души.
Люди эти, слава Б-гу, ещё с нами. Почти все.
Да ты их знаешь ))
Конечно. Но не все. И что же нам – только ушедших вспоминать? Чем живые-то провинились? 🙂
Ой, Тань. Если мою плотину воспоминаний прорвёт – работать станет некогда ))
Знаешь, а может это важнее, чем работать… Я серьезно, потому смайликов не ставлю.
Будешь смеяться, но подумал я именно об этом ))
Вот то-то и есть! (с)
🙂
🙂
Но я пока ещё не готов. Это ж мемуары получатся, а мне ещё рано, по-моему ))
И зря. Не в Альцгеймере же писать, не про нас будет сказано 🙂
Чёрт его знает, Тань. Как-то странно оно ))
АААААААААА! :))))))
История! 🙂
Местная. Когда бы ни пришлиа, ноги сами несут на 3-й эатж – к импрессионистам и постимпресСИОНИСТам!
Вы первая о постимпрессионистах вспомнили 🙂
Я на Матисса одно время ходила раз в год: на день рождения, как подарок себе. Ну и остальных заодно тоже озирала.
Очередь – люди стояли под дождем, ливнем.
И в этот раз – наблюдала первые впечатления сына, он заметил Малахитовый зал – недавно перечитывал (задано) Бажова и, конечно, компьютерные терминалы – сидел и читал, и кое-что запомнил благодаря.
Прекрасный снимок.
то, что при входе надо предъявлять паспорт, и отбирают воду)
и шпалера в шпалезном зале, называемая зима, вся в фавнах, птицах и зелени – мечтаю о такой зиме.
Кстати, воду ведь тоже отбирают?
чиво?)
Ой! Аберрация зрения – прочла как “еду”.
как это? Почему отбирают? Не пойду туда больше, раз так – я без бутылки с водой по музеям не хожу:)
все случаи отбирания у меня воды, в тч на концертах, считаю форменным говноедством. Тем более что внутри тут же можно купить той же самой воды в кафе, только втридорога, обычно.
Когда я попыталась качать права, мне строго сказали: “Мало ли что вы налили в бутылку! Может, это серная кислота!” От потрясения я молча опустила бутылку в мусорку и пошла дальше, притихшая и взъерошенная.
в прозрачную пластиковую бутылку? серную кислоту?
Love it.
Мы тоже в этом году порадовались, предъявляя паспорта.
говноедство и есть. Тут нигде такого в голову пока не приходит, ну кроме аэропортов, конечно – это вообще всемирное зло.
С перерывом в 20, что ли, лет зашла в греческий зал. Правда, не одна зашла, а с подругой-искусствоведом. И пропала.
Мне объяснили, как правильно на них смотреть.
*Жадно* как?
Это надо повторить с Ксой, я пересказать не смогу. В общем, она объяснила про анатомическую правильность не только пропорций, но и поз, про то, что все это результат наблюдений и практики, что нынешние студенты Академии по большей части так руку себе не набивают…
Вроде бы все известное, но результат поразительный 🙂
Теперь жду, пока Кса объяснит мне на примерах Пиросмани и… что я там еще не понимаю из живописи – Кандинского и Шагала, во.
да с искусствоведами по выставкам ходить – это отдельный цимес, особенно если они это дело шибко любят, и язык вольно подвешен, как у Ксы или Стр. Я помню, когда у нас Врубель висел в Русском, Стр на него раз восемь ходил с разными людьми – он Врубелем всю жизнь больной, и все выходили, открыв рот – совсем иначе все.
Я этим пользуюсь совершенно внаглую и на всех выставках пристаю с дурацкими вопросами. ужасно интересно.
(я тебя тут не задолбала еще? Эрмитаж чуть ли не единственное, по чему я сильно скучаю. интересно, как мгновенно вспыхивают кружковцы – здоровый кусок детства все-таки не пропьешь).
Московские мы, в Эрмитаж каждый приезд ходим, то есть каждое лето.
Плохое: в кассах всегда просят паспорт, вот всегда, сомневаются, видно, что я отсюда, и билет хотят задорога продать 🙂
Теперь хорошее: так как Эрмитаж огромен, то дотошно осматриваем один зал + на сладкое что-нибудь из любимого – импрессионистов, голландцев или Военную галерею. Очень огорчает, как висит “Блудный сын” – боком к окну, почти никогда нормально его не разглядеть, приходится “ловить” особо сумрачный день, чтобы боковые блики из окна не мешали.
А вот первый визит совсем не помню. Но у меня в детстве (лет с семи) был зачитанный до дыр путеводитель по Эмитажу годов так 50-60х. С подробными рассказами, что в каком зале находится. Так у меня было четкое ощущение, что иллюстрации в этом путеводителе были цветные, недавно нашла его – черно-белые. И вот как так – не знаю.
Я совершенно не помню правильных названий. Но все же.
Большая белая мраморная лестница, которая главная, а также копия рафаэлевой галереи… эээ… лоджии Рафаэля, вот.
Павлин, куда без него.
Освежеванные пазырыкские бедолаги и их огромные колесницы
мумии, я их везде боюсь
рыцарский зал
обилие подлинных античных мраморов (по сравнению с Пушкинским музеем 🙂
Малахитовый зал, знакомый по Бажову, скорее разочаровал. Я себе представляла что-то сказочное.
а еще есть точечное, но пронзительно яркое воспоминание – небольшой (даже, я б сказала, малый) голландский зимний пейзаж с домиком. В галерее где-то висит, автора не помню. Дооолго около него торчала, все никак отойти не могла.
Голландцы – они такие.
А ложа для меня слишком… “слишком много нот”. У меня сразу перегруз происходит.