Кто ссылку давал на…

Кто ссылку давал на мемуары Шкловского? Не того, который писатель, а который астрофизик?
Прям вот благодарна не знаю как. Не то что это выдающаяся литература, нет. Но читаю и отчаянное получаю удовольствие. А отчего это, думаю, мне так хорошо? А оттого мне хорошо, что нет там никаких университетских молебнов, никаких депутатов и прочего мусора. А есть космические эксперименты, дети, бредящие географическими картами, международные астрономические конгрессы и студенческое общежитие в Останкине. И ужасно это все интересно читать.
В том числе Шкловский рассказывает такую историю.

В 41-м году их, студентов и аспирантов, везли эшелоном – два десятка товарных вагонов – в Ашхабад. По дороге студиозы бурно веселились, пели песни, устраивали розыгрыши и так далее. Шкловский был крутой – во-первых, аспирант, а во-вторых, успел до поступления в институт поработать десятником на бамовской стройке. И был там в одном с ним вагоне высокий, тощий и застенчивый третьекурсник. “Изрядно обросший и опустившийся, если говорить об одежде. Его почти было не слышно”, – как пишет Шкловский. А дальше я просто процитирую, слегка сократив.

“Однажды этот мальчишка обратился ко мне с просьбой, показавшейся совершенно дикой:
– Нет ли у вас чего-нибудь почитать по физике?
Большинство ребят обращались ко мне на ты, и от обращения соседа я поморщился. Первое желание – на бамовском языке послать куда подальше этого маменькиного сынка с его нелепой просьбой. В последний момент меня осенила недобрая мысль. На дне рюкзака лежала монография Гайтлера “Квантовая теория излучения”. Судьба забросила меня в астрономию, а я мечтал удрать оттуда в физику, для чего почитывал соответствующую литературу. Книга соблазнила меня возможностью сразу же погрузиться в глубины высокой теории и тем самым быть “на уровне”. Увы, я очень быстро обломал себе зубы – дальше предисловия и начала первого параграфа я не сдвинулся. Где мне тогда было знать, что эта книга просто очень трудная и к тому же “по-немецки” тяжело написана.
Отдал – и поехал дальше.
Тихий юноша лежал на нарах и что-то читал. И только подъезжая к Ашхабаду, я понял, что он читал моего Гайтлера!
– Спасибо, — сказал он, возвращая мне книгу в чёрном, сильно помятом переплёте.
– Ты что, прочитал ее?!
– Да.
Я, поражённый, молчал.
– Это трудная книга, но очень глубокая и содержательная. Большое вам спасибо.
Мне стало не по себе. Судите сами — я, аспирант, при всём желании не смог даже просто прочитать хотя бы первый параграф этого проклятого Гайтлера, а мальчишка, студент третьего курса, не просто прочитал, а проработал (вспомнилось, что, читая, он ещё что-то записывал), да ещё в таких, прямо скажем, мало подходящих условиях! Но чувство это быстро улетучилось. Начиналась совершенно фантастическая, весёлая и голодная, ни на что не похожая ашхабадская жизнь.

В Москве 44-го года шеф по аспирантуре упомянул, что у Игоря Евгеньевича Тамма появился совершенно необыкновенный аспирант. Даже Виталий Лазаревич Гинзбург ему в подметки не годится.
– Как его фамилия?
– Подождите, подождите, такая простая фамилия, все время вертится в голове…
А я подумал тогда: “Весь выпуск физфака МГУ военного времени прошёл передо мною в ашхабадском эшелоне. Кто же среди них этот выдающийся аспирант?” И в то же мгновение я нашёл его: это мог быть только мой сосед по нарам в теплушке, который так поразил меня, проштудировав Гайтлера.

— Это Андрей Сахаров? — спросил я Николая Николаевича.

— Во-во, такая простая фамилия, а выскочила из головы!”

А вот еще про Сахарова, случайно нашлось, уже отсюда:

“Сергей Васильевич рассказал, со слов И. Е. Тамма, как Тамм и Леонтович принимали у студента Сахарова экзамен по теории относительности – и поставили ему тройку. Потом, чуть ли не ночью после экзамена, Тамм позвонил Леонтовичу и сказал что-то вроде: “Слушай, так ведь этот студент все правильно говорил?! Это мы с тобой ничего не поняли – это нам надо тройки ставить! Надо с ним еще поговорить”. Так Сахаров стал учеником Тамма”.

You may also like...

62 Responses

  1. удивительная история.

  2. trustful1 says:

    Фантастика! Ай да жизнь – какой гениальный драматург ))

  3. Офигенно! Удивительная история.
    Я меня было много таких книжек, но я не Сахаров, я их пролистывал, не читая.

  4. old_greeb says:

    А истории про “куда” и “пирог”?
    А две фразы, которыми он оперировал на конгрессе по внеземным цивилизациям? “Иль не фо па комплике” и “Иль не фо па симплифье”?

  5. anna701208 says:

    красота какая..)

  6. soamo says:

    Я в “Химии и жизни” кусок прочитал, потом полностью нашел. Прекрасно, да.

  7. _o_tets_ says:

    О, спасибо. Мемуаров не читал, читал “Вселенная. Жизнь. Разум”.
    Он там в качестве эпиграфов к главам протаскивал запрещенного Гумилева.

    На Венере, ах, на Венере
    У деревьев синие листья.

  8. yoozhiik says:

    Мне срочно надо это прочесть.

  9. anyalev says:

    Я когда начала читать приведённую вами цитату сразу попыталась угадать, о ком идёт речь. Ставила на Гинзбурга, но промахнулась:) История чудесная.

  10. uppsss says:

    По хорошему завидую. Прочитал их давно, много раз перечитывал, сейчас как Довлатова. Вспоминать очень приятно, иногда цитирую оттуда, но перечитывать уже, увы, не хочется. ИШ всё-таки прекрасно понимал что при жизни печатать их не получится, в том числе и по этическим соображениям, насколько понимаю. В этом и стиль изложения и факты. Есть ещё вариант где добавлена пара глав из быта и окружения, они особо не афишируются, но вообщем то и искать их не стоит. Ниже по уровню.

    • tanyamay says:

      А я, может, и перечитаю. Я вообще люблю перечитывать.

      • uppsss says:

        Да я тоже люблю. С возрастом уже новое тяжело. А перечитывать хорошее старое всегда интересно, многое по другому оцениваешь. Просто Шкловский уже как Ильф-Петров, всё хорошо, и всё помнишь )))

  11. >>нет там никаких университетских молебнов, никаких депутатов
    …зато наверняка дофигища партсобраний и парторгов…

    • tanyamay says:

      Наверняка. Как фон. Но основное – наука. Об этом пишут и говорят.

      • “Зыков написал в партком факультета, возглавляемый Липским, заявление, в котором обвинял меня в троцкистской агитации. Негодяй знал, что делает! Это заявление по тем временам означало просто убийство из-за угла, причём безнаказанное. Партком обязан был его рассмотреть и сделать выводы.

        — Твоё дело было безнадёжно, — сказал мне Юра. — Очень я тебя, дурачка, жалел, но… “

        Как-то это не очень похоже на “основное – наука”.

        • tanyamay says:

          Простите, а вы с чем спорите? Я не говорю, что этого не было. Но не это основное в воспоминаниях, а главное – деятельности Шкловского и таких, как он. Чем они и хороши.
          Да и для страны в целом – можно было заниматься наукой, шахматами, не знаю, дельтапланы какие-нибудь строить – да масса всего. А сейчас что в мейнстриме? Патриарх сказал то, а Путин сё. В Москве привезли пояс богородицы, а в Белгородской области исчезли преступники, потому что там закон божий в школах. То есть все говно того времени возродилось, а хорошее – купировано, как хвост у добермана.

          • Точно так же и сейчас можно, выключив телевизор и фильтруя новости, заниматься наукой или шахматами. Может, сейчас ситуация и не лучше, чем в 37 году, но уж точно не хуже.

          • tanyamay says:

            Нет, нельзя. Потому что страна не нацелена на науку, а совсем наоборот. Потому что сдохли НИИ, а те, что остались – едва выживают. Вы погуглите, например, про Всероссийский институт растениеводства. Он на иностранные гранты существует. Да что угодно. У нас открытий не было с морковкиного заговенья. А если нобелевки получают русскоязычные люди, то только те, кто уехал за рубеж.
            Впрочем, как знаете.

          • Да, страна была нацелена на науку, но только на ту, которая имела или могла иметь оборонное значение. Что творилось с гуманитарными науками, психологией, биологией, генетикой – надеюсь, объяснять не надо. Простите, если наступаю на больную мозоль, но мне кажется, что ваше восхищение той эпохой – из серии “Там хорошо, где нас нет”.

          • just_virt says:

            Вы с ума сошли? Я учился в последние советские (Брежнев-Горбачев) годы в ведущем вузе – целый день в неделю военная кафедра, изучение истории КПСС, политэкономии, “научного атеизма” и прочего все годы вплоть до госэкзамена по по “научному коммунизму”, все оценки в диплом. Комсомольские собрания, “общественная работа”, стройотряд – обязательно. Месяц (у некоторых курсов было и два) картошки, даблин даже еще на Ленинский вместо занятий пару раз ходили встречать “зарубежных гостей”.

            Это все, значит, не мешало. А теперь, вишь-ты, привезли в Москву пояс – так в Питере полтора года горюют, не могут успокоиться.

          • tanyamay says:

            Никто даже не делал вид, что история КПСС – это дело их жизни. Не говоря о картошке. Да и трезвому мышлению это не мешало, в отличие от вмиг расплодившихся в бешеных количествах “святынь”.

      • Или обмен репликами “Мусхелишвили — Джугашвили”, за который человеку дали четыре года лагерей. Иль не фо па симплифье, в общем.

  12. ukrfan says:

    Прекрасное!
    Вообще очень люблю Шкловского. В частности, знаменитую историю с

    — Леночка, как будет по-французски «не надо усложнять»?

    — Иль не фо па комплике, — удивлённо ответила она.

    — А «не будем упрощать»?

    — Иль не фо па симплифье, но зачем это вам?

    — Надо, — не вдаваясь в подробности, ответил я, записывая русскими буквами французский перевод фраз, обеспечивших карьеру неизвестному мне кагэбэшнику. Эти же фразы должны были выручить и меня, решил я и, как показали дальнейшие события, не ошибся.

  13. skie2004 says:

    Я чего то не понимаю,наверное, но какой БАМ в 40-х годах???

    • tanyamay says:

      “Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год”.
      Википедия. Информация ищется по слову “БАМ”.

  14. tarnegolet says:

    Замечательно интересно! Спасибо!

  15. levkonoe says:

    чудесные рассказы. Я рекомендую их читать каждый год, когда вспоминаю историю про эстонца, водку и Гастева. Все рассказы чудесные, какая голова! Да, это не молебны стоять “на начало сессии”, вот бы он обалдел-то.

  16. daud says:

    в детстве читал “Звезды” Шкловского
    тоже не всё понимал, но читать любил..)

  17. mcarena_na says:

    не могу оторваться! А что еще посоветуете подобного? Читала Окуневскую, уревелась.

  18. mbla says:

    здорово как

  19. ndemidov says:

    Не читал. Дайте ссылку, а то на бумаге сложно искать. Могу порекомендовать, если кто не читал, “Мои воспоминания” академика Крылова. Единственный недостаток – люди уже забыты. Зато про жизнь дореволюционную, что-то я про парткомы там не помню.

  20. kurlyandia says:

    спасибо болшое

  21. 22sobaki says:

    Вспомнилось. В 1984 Сахаров известно где был. Американцы взяли и назвали именем Сахарова площадь в Вашингтоне. И не просто площадь, а ту, на которой находилось советское посольство. Такая вот шпилька.

    • tanyamay says:

      Тонко. Ну и молодцы, я считаю. Я бы тоже назвала какую-нибудь площадь… ну, например, именем Хью Томпсона.

  22. Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ‘а.

  23. kercenter says:

    А мне эту истоирю загадывали как загадку 🙂

  24. anyalev says:

    Таня, я тут читаю сейчас мемуары Сахарова и нашла вот что:

    “В своих (неопубликованных)[20] воспоминаниях Шкловский рассказывает, что я брал у него в эшелоне книгу Гайтлера «Квантовая механика» и запросто одолел ее. К сожалению, эта история, по-моему, целиком плод богатого воображения Иосифа. Гайтлера я впервые прочитал уже будучи аспирантом — в 1945 или, верней, 1946 году.”

    Я сразу вспомнила ваш пост и даже расстроилась немного. Ваша и Шкловского история намного лучше, и главное совершенно правдоподобна.

Leave a Reply