Ну их всех к бесам…
Ну их всех к бесам. Отвлечемся на прекрасное.
Илья Ефимович Репин очень любил рисовать Толстого. Бывало, как увидит, так сразу хватается за мольберт. В лежачем виде портретировал, в сидячем, стоячем. С женой, с лошадью, с книгой. В ботинках и сапогах. Когда он нарисовал зеркало русской революции босиком, Толстой не выдержал. Буркнул в письме: “Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны”.
Но вослед великому старцу Репину шла новая поросль, стремящаяся оставить свой след в искусстве.
Через некоторое время, в 1903 году, на открывшейся в Петербурге выставке появилась картина Н. И. Бунина “Рыбная ловля”. На ней обомлевшая столичная публика узрела духовного отца нации без брюк. Чтобы ему не было скучно, рядом художник изобразил еще три фигуры, в одной из которых явственно угадывался Илья Ефимович. Также без брюк, зато в фуражке.
Скандал разразился страшный. Примерно как после появления картины нашего современника Александра Савко “Нагорная проповедь” (спертой с гравюры Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда), на которой вместо привычного Иисуса к народу обращается Микки Маус. Одновременно в галерею повалила публика, и если поначалу за день выставку посещали 40 человек, то вскоре число посетителей выросло до тысячи. Газеты радостно обсуждали событие в мире искусства.
“Новости дня”: “…На днях выставку посетил сын Льва Николаевича, граф Л.Л.Толстой, и так возмутился видимым, что немедленно послал своему отцу телеграмму, прося его совета, как поступить, чтобы с выставки была убрана картина. Ответ от Льва Николаевича должен последовать не сегодня завтра, и в случае если окажется, что законным путем ничего нельзя сделать, Лев Львович Толстой намерен выступить с печатным протестом против произведения Бунина, рассчитывая добиться этим путем нравственного воздействия на автора картины и на выставочный комитет”.
Не дождавшись ответа Льва Николаевича, на выставку проник московский критик Любошиц, подошел к неприличному полотну и, выхватив кинжал карандаш, написал во всю длину холста слово “мерзость”. Газета описывает дальнейшее так: “Члены жюри бросились к г.Любошицу, желая его схватить, но г. Любошиц энергично воскликнул: “Первому, кто меня тронет, я дам пощечину! Я сделал это сознательно! Еще вчера я провел весь день с графом Толстым. Сегодня же вижу на выставке эту возмутительную мазню! Никто меня не смеет задержать. Я сам останусь. Пошлите за полицией!”
Послали за полицией. …Некоторые из публики тут же написали протест против помещения этой картины на выставке и вручили его г. Любошицу. Под протестом подписалось 40 человек”.
В дискуссию включились известные люди.
На страницах “Нового времени” высказался Суворин.
“Я не сочувствую, ни этой манере писать портреты, ни манере московского журналиста писать на картине “мерзость”. Обратить на себя внимание прекрасной картиной или прекрасной статьей – трудно. Но нарисовать известного человека без штанов или написать на картине – “мерзость” – очень легко. Это называется смелостью, скандалом, наглостью. Но тут нет ни мужества, ни таланта, ни других сколько-нибудь почтенных качеств”.
В “Новостях” ему задумчиво ответил теоретик символизма Федор Сологуб.
“Понимаю, что содержание картины может шокировать людей фешенебельного круга, но не понимаю, что в ней скандального. Говорят, что публику особенно привлекают в этой картине и соблазняют изображенные на ней, среди разных других предметов, ноги людей, занятых рыбной ловлей: эти-то ноги и делают картине рекламу. Если это так, то право, странная публика. …Да почему бы, наконец, не посмотреть и на эту картину с символической точки зрения и не увидеть в ней не простых рыбаков и не простые сети, а ловцов, уловляющих вселенную. А став на эту точку зрения, вспомнив, что это же в традициях живописи – символически изображать великих людей в не совсем скромных одеяниях: Наполеона Канова изобразил вовсе без одежды…”
Сам Бунин, вообще-то художник-баталист, отбивался следующим образом: “Я уважаю Толстого, как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда не одобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным. В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого”.
В интервью “Новому времени” он заверил, что не намерен предъявлять гражданского иска к Любошицу, а повезет свою картину в Берлин, где ею очень заинтересовались и откуда он получает массу предложений.
Как бы то ни было, через пару недель в заметке “Московского листка” появилось сообщение: “2 апреля в камере мирового судьи 2-го участка разбиралось дело по обвинению киевского мещ. Любошица, написавшего на картине художника Бунина слово “мерзость”. Дело привлекло массу публики, среди которой было немало художников. Самого Любошица на Суде не было. …
Мировой судья, признав Любошица виновным по ст. 14 и 38 стт. уст. о нак., заочным решением приговорил его к аресту на 6 дней без замены штрафом”.
Каковые, добавим, экспансивный Любошиц честно и отсидел.
За этими страстями почти незамеченной прошла заметка “Нового времени” о реакции на картину самого виновника торжества. На вопрос корреспондента: “Что скажете о картине?” Толстой миролюбиво ответил:
– Ничего. Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему.
P.S. Я полюбопытствовала, что представляет собой остальное творчество насмешливого баталиста. Хороший оказался художник. С заметным чувством юмора. А лет за двадцать до скандала с “Рыбной ловлей” написал провидческую картину “Незваные критики”.
Перепалка художников, критиков и писателей обнаружена на сайте “Газетные старости“, который всем горячо рекомендую.
почему на всех крестьянских картинах все всегда в белом?
Некрашеное полотно, видимо. Дешево и сердито.
Пусть и в некрашеном, зато не в лаптях.
Сразу вспомнил сапоги Хоря, что из калужской породы. 🙂
Они не в белом, они в некрашеном.
Некрашеное совсем не такое белое, как традиционно рубахи на картинах.
А после одного дня работы в колхозе, если нормально работать, оно становится черным, а на картинах все белые. Если, конечно, просто по полю гулять, то ничего.
Ничего подобного, наоборот выгорая на солнце становится совершенно белым.
И с чего это вдруг при работе в поле становится чёрным, не в шахте же работают, а в поле и пыли не так уж много, а где и вообще нет по определению.
а, насчет выгорания я не знала.
“И с чего это вдруг при работе в поле становится чёрным”
Да не ходят сейчас на такие работы в белом. И 30 лет назад не ходили. Рабочая одежда грязная. Поэтому я удивляюсь на тех крестьян.
Рабочая одежда грязная?
Кошмар, где это вы живёте в каком хлеву?
Да у нас доярка на дойку не пойдёт пока губы не покрасит и в поле так же.
В ы наверное жив1те совсем уже в депрессивной1 местности с опустившимся населением.
Мне интересно где это так, на работу ходя в грязном? Ответьте пожалуйста.
да везде. Если нормально работать, все пачкается. В посл. четв. 20 века так же и было.
Пачкается?
Нужно стараться не пачкать и стирать если запачкалось и самой мыться и подмываться ежедневно.
И не представляю где можно зпачкаться скажем убирая урожай яблок или на сенокосе и т.д.
Хотя свинья везде грязь найдёт, но мы же говорим о людях.
Одежду даже рабочую нужно стирать, как толткот она запачкалась и грязную надевкать не только негигиенично, но и стыдно. И мыться самой нужно почаще. Тогда не будетт пачкатьсЯ и вонять не будешь.
Мне кажется, беседа приобретает какое-то странное направление.
Брейк.
никто не стирает каждый день. Таких зарплат просто не платят. И времени на это у крестьян нет. Прийти можно в белом, а работать-то как? Взял тюк сена, пронес, прижав к себе – даже от хорошего сена белое станет не белым, а уж если оно, как обычно в россии, мокрое подгнившее, то остается грязное пятно. Никто же не носит 15 кг на вытянутых руках. А если сена тонна в день? А вся остальная работа?
А “собирать урожай яблок”, не торопять и не пачкаясь – это пастораль, не из реальной жизни.
Мокрое гнилое сено, носят прижав к себе?
ну это капец ( я хотел сказать другое слово)
Всё дальше с вами беседовать нельзя. я сойду с кума с вами.
Каждый день ни кто не стирает, ходят в грязном, моются раз в год.
Это хана.
Вы забываете о том, что тогда работали для себя. Поэтому мокрое гнилое сено никто бы никуда не понес, сено заранее косили и сушили так, чтобы оно было сухим и чистым. В стогу спать можно, там грязи нет.
Мои родители всегда на покос ходили в белом, жарко же, а без одежды сгоришь от солнца и оводы покусают.
И чем там пачкаться, на дереве-то? Хоть торопись, хоть не торопись, но испачкаться при сборе яблок – это анекдот.
Ну наверное не всегда для себя, иногда и для барина наверное 🙂 Но сути дела это не меняет, в остальном я с Вами согласен.
А для барина было кому проследить, чтобы сено было чистое и сухое. И дать мужикам люлей, если оно грязное и мокрое.
«Да он, вишь ты, востроногой!» — стали говорить мужики и даже почесывать в затылках, потому что от долговременного бабьего управления они все изрядно поизленились. Но это продолжалось не долго. Русский мужик сметлив и умен: он понял скоро, что барин хоть и прыток и есть в нем охота взяться за многое, но как именно, каким образом взяться, — этого еще не смыслит, говорит как-то чересчур грамотно и затейливо, мужику невдолбеж и не в науку. Вышло то, что барин и мужик как-то не то чтобы совершенно не поняли друг друга, но просто не спелись вместе, не приспособились выводить одну и ту же ноту. Тентетников стал замечать, что на господской земле все выходило как-то хуже, чем на мужичьей: сеялось раньше, всходило позже. А работали, казалось, хорошо: он сам присутствовал и приказал выдать даже по чапорухе водки за усердные труды. У мужиков уже давно колосилась рожь, высыпался овес и кустилось просо, а у него едва начинал только идти хлеб в трубку, пятка колоса еще не завязывалась. Словом, стал замечать барин, что мужик просто плутует, несмотря на все льготы. Попробовал было укорить, но получил такой ответ: «Как можно, барин, чтобы мы о господской, то есть, выгоде не радели? Сами изволили видеть, как старались, когда пахали и сеяли: по чапорухе водки приказали подать». Что было на это возражать? «Да отчего ж теперь вышло скверно?» — допрашивал барин. «Кто его знает! Видно, червь подъел снизу, да и лето, вишь ты, какое: совсем дождей не было». Но барин видел, что у мужиков червь не подъедал снизу, да и дождь шел как-то странно, полосою: мужику угодил, а на барскую ниву хоть бы каплю выронил.
(с) 🙂
Так не все баре были интеллигентные.
Ну то понятно… Просто вспомнилось 🙂
А Вы правда видели как носят сено в тюках, прижав к себе? Я обычно его вилами переношу при необходимости. Причем так, что на меня даже не сыплется 🙂
если надо нести тюк, а не россыпь, вы что, вилами его несете?
Ну у меня на поле вообще-то тюков не было до сих пор, все россыпью 🙂 Но если бы были – то как минимум попытался бы 🙂
что с помадой – это другое дело, но они у вас на работу в белом ходят?
Да, и в белом тоже. и даже на каблуках смотря где работает. летом на прополке например так в белом предпочтительнее не так жарко.
А грязную и вонючую доярку и корова не подпустит.
“А грязную и вонючую доярку и корова не подпустит.”
:))))))))))))))
После работы в поле не искупаться – я себе это слабо представляю. Сам летом обычно несколько раз в день душ принимаю, особенно если косить много приходится, иначе не выжить 🙂 А после этого одеться в грязную одежду… Смысл тогда купаться-то ? 🙂
А что вы все про мытье? Я про цвет одежды спрашивала.
Замечательно, что у вас на поле стоит душ, и можно в рабочее время мыться несколько раз в день. Такие услвоия далеко не у всех даже сейчас. Горячая вода не везде есть. Раньше крестьяне разных стран тем более многие мылись раз в неделю, а многие реже. А некоторые зимой не мылись. Одежда от стирки в холодной воде сереет. Пруд был далеко не у всех. В 1980х, скажем, душа не было даже в некоторых павильонах животноводства в Москве на ВДНХ, выставке достижений народного хоз-ва, где собирали самое лучшее, т.е. люди после работы с животными шли домой без душа. А бывают места, где только шланг с холодной водой. И т.д.
Сейчас, в швеции, если надо быстро убрать сено, никто не даст тебе уезжать куда-то, чтобы найти душ среди дня.
Думаю не в белом, а в некрашеном.
Спасибо! Очень интересно, поучительно и т.п.
Отвлечься 🙂
да, помогает
А у Федора Сологуба как раз была выражена в романах эстетика обнаженных ног… это я так, к слову вспомнила. История совершенно прекрасная!
А что там у него? Я уже не помню.
В Творимой легенде, особенно. Любование голыми женскими ногами, любование женщин ногами отроков… я много его читала и любила в юности. 🙂
Это прекрасно, спасибо )
Пожалуйста 🙂
Ух класс какой! Спасибо!
Пожалуйста.
Спасибо вам, изумительная история! :))
Пожалуйста.
Прекрасная история, достойные дебаты, меткие ответы – и сайт прекрасный!
Сайт супер. Я периодически на нем зависаю.
Спасибо за внимание)
Спасибо вам огромное. Труд титанический.
хорошо отвлечься, да)) Спасибо за ссылочку! Это здОровски.
Пожалуйста.
Интересно, голый Бальзак Родена в то время еще не был выставлен в музеях? 🙂
То французы. Они известные безобразники.
На здоровье 🙂
Вот, что значит – телевизора не было у людей!
И не говори. Лепота.
А мистер Любошиц, видать, решил уподобить себя Наполеону III.
Спасибо, что делитесь такими занимательными историями! Каждый раз с большим интересом читаю Ваши посты.
совершенно дивная история! спасибо, что рассказали ее 🙂
О закрой свои бледные ноги
Спасибо. Об этом не знал совсем, хотя художника Бунина знаю, конечно.
Спасибо огромное.
Прелестно 🙂
В не хотите запостить?
Запостила.
Спасибо! И история очень интересная, и написана очень хорошо. За сайт отдельная благодарность.
Пожалуйста., так что можете ему лично написать.
А сайт делает
Думаю, ему будет приятно.
Спасибо, напишу, если решусь )) чукча совсем не писатель ))
Какая занимательная история.
Спасибо, что делитесь. 🙂
Спасибо!
Действительно, отвлекает 🙂
Прелестно )))
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске‘а.
Проходит в штанах обыватель – летит соловей без штанов! (с)
Замечательная история!
Какая прекрасная история :)))
Ага, я тоже замлела.
Ох, как же все тогда были чопорны.
Интересно – если бы это было просто жанровое полотно: просто крестьяне, без узнаваемые лиц знаменитостей – реакция общественности тоже была бы жксткой или обошлось бы?
И конечно, сразу представил римейк: Дмитрий Львович Быков, Никас Сафронов и Пелевин с Сорокиным тянут бредень – а из одежды на них только подтянутые до подмышек футболки с надписями “А был ли Горький?”, Fly & Dream 2009, Омон РА, День опричника.
А на берегу у костерка, над которым кипит в ожидании рыбы вода в ведре их ждут в купальниках и без… ну, скажем, мои любимые современные писательницы и поэтессы – не перечислю: чтобы, не дай Бог, никто из них, несмотря на чудесное чувство юмора каждой, вдруг не обиделся.
Да, а называться картина будет “ст. 256 УК РФ”.
Можно будет за совершенно сумасшедшие деньги Марату Гельману слить.
Они были не столько чопорны, сколько прюдки 🙂
Существовало такое словечко в пушкинские времена. «Добрейшая хозяйка этого радушного дома была до того чопорна и до того прюдка, что закрывала даже шею платочком от нескромного взгляда”.
а еще они были предки
но не форма ли это ханжества?
слушай, скажи пожалуйста, во сколько у вас сейчас темнеет? А то мне говорят – аж в пол-восьмого, а по моим воспоминаниям в феврале еще рано темнеет, после четырех, что ли…в общем, по ощущениям – очень рано. Не может же быть, чтоб в пол-восьмого?
О, нашла 🙂
Интересно, найдется ли сейчас хоть один отважный и пылкий критик, который напишет поперек отвратительного ему полотна что либо подобное) Спасибо, интересная история)
спасибо)
Спасибо, очень интересно!
Боже, как же здорово тебя читать!
Спасибо!
Да я при чем, тут половину журналисты столетней давности накатали 🙂
Но история в самом деле хороша.
Да, но это ведь тебе не лень писать подробно о том, что ты читаешь сама.
А сейчас почти никто не находит на это время и силы…
Насколько все-таки жизнь диковинней вымысла! 🙂
Смотрю на косарей на заднем плане картины – и прямо звук вспоминается с лета…вжик, вжик… Не долго уже ждать осталось 🙂
А вот и финал всей истории. http://starosti.ru/article.php?id=31045
Правда, автор заметки хорошей памятью не отличался.
Зато о самом живописце не забывают земляки-воронежцы. http://www.kultura-vrn.ru/?a=arch&did=585
Да, невнимательный. Практикант, наверное.
Неподражаемо.. нет слов