В 1889 году публицистка Мария…

В 1889 году публицистка Мария Цебрикова написала открытое письмо Александру III.
Что называется, сравни и найди три отличия. Цебрикову, конечно, моментально сослали, хорошо еще не укатали на каторгу. Но письмо осталось. Жаль только, его не прочтут те, кому бы не мешало. Может, им удалось бы выстроить кое-какие логические цепочки.
Так что на семнадцатый год у нас сейчас не похоже. До него еще есть время.
Целиком письмо по ссылке, я выложила только ключевые отрывки.

Ваше величество!

…Кары за превышение власти, за наглое грабительство, за неправду так редки, что не влияют на общий порядок. Каждый губернатор – самодержец в губернии, исправник – в уезде, становой – в стане, урядник – в волости. Прямая выгода каждого начальника – отрицать и прикрывать злоупотребления подчиненного. Узда на всех самодержцев этих случайная. Губернатора содержит кто-нибудь из крупного дворянства, имеющего связи в министерстве, при дворе, или местный денежный туз, аферами дающий наживу, которой не брезгают и высокопоставленные особы; исправнику свяжут руки землевладельцы, дружащие с губернатором; уряднику – те из местной земщины, которые нужны исправнику или становому. У народа нет связей, отводящих громы всех юпитеров этих, его редко выручает счастливая случайность: найдутся люди честные в чиновничестве, которые не побоятся, что защита народа будет истолкована в смысле социализма, или найдутся в местной земщине люди, способные вступиться за попранную правду и человечность. А если таких людей не найдется? Разве мало примеров, как высшие классы земщины в стачке с чиновничеством грабили юридически народ. Еще Александр I сказал, что честные люди в правительстве случайность и что у него такие министры, которых он не хотел бы иметь лакеями.

…Если бы Вы видели жизнь народа не по тем казовым концам, которые Вам выставляют на глаза во время поездок Ваших по России, знакомились с русским народом не в лице одних волостных старшин и сельских старост, когда они в праздничных кафтанах подносят Вам хлеб-соль на серебряных блюдах, купленных на собранные гривны с души, у которой подчас нет и копейки на соль и для которой чистый хлеб – пряник про свят день, – то Вы бы с такой легкостью сердца не решали бы меры, делающие еще более мучительным лежащий на народе гнет.

…Правительство делает все, что во власти его, чтобы раздувать общее недовольство и облекать в плоть и кровь страшный призрак революции. Даже принимаемые им для популярности меры роковым образом приносят только зло, потому что основаны не на справедливости. Есть зло, над которым бессильна власть, и желание Генриха IV, чтобы у каждого крестьянина варилась курица в супе, – мечта народолюбивого монарха. Борьба между сытыми и голодными не разрешается указами. Но во власти каждого правителя связывать или развязывать в известной степени руки, вырывающие кусок хлеба у голодного. Роль правительства быть регулятором в борьбе интересов, а не приносить одно сословие в жертву другому. Для нового земского начальства не требуется никакого умственного ценза; дворянское происхождение признано достаточным ручательством, и каждый недоучка, Митрофанушка, гонявший голубей, может, если у него есть связи, держать в руках жизнь десятков тысяч.

…На школы и больницы, на устройство приютов для детей, брошенных без призора, пока мать на работе, богаделен для престарелых бесприютных работников нет средств. А находятся средства на массу непроизводительных расходов: например, нашлись миллионы на покупку Мариинского дворца для государственного совета, имевшего приличное помещение; тратятся миллионы на министерство двора, управление имениями царствующей династии. И на это тратит народные деньги только одно русское правительство: в западных монархиях должность министра двора исполняет церемониймейстер, а управление имениями царствующей династии оплачивается доходами с имений, не считается государственной службой и не ложится на государственную казну, то есть народ, который несет на себе главную тяжесть государственного тягла.

…Бедное дворянство наравне с другими сословиями раздражено последними мерами министерства народного просвещения, повышающими плату за учение и открывающими доступ к образованию и, следовательно, к государственной службе только людям достатка. И как много теряет Россия от того, что всем способностям, таящимся в массе, нет доступа к образованию. Все меры министерства народного просвещения имеют целью загасить просвещение… Еще спартанцы выкалывали глаза рабам ради того, чтобы те, не развлекаясь, вертели жернова.

…Юношество, имеющее средства, уходит учиться в заграничные университеты, и, конечно, сравнение их порядков с нашими не внушит ему любви к последним.
Ученый мир Западной Европы заметил, что за последнее двадцатилетие сильно понизился в наших представителях науки не только уровень талантливости, но и добросовестного отношения к науке и человеческого достоинства. Бывают полосы урожайные, но повального неурожая во всех отраслях знания быть не может.

…Молодежь, уцелевшая, потому что не знала другого бога, кроме карьеры, будет плодить чиновничью анархию, насаждать сегодня, завтра вырывать насаждаемое по приказу начальства, вносить еще более яда разложения в язвы, разъедающие родную страну. И эта молодежь, изолгавшаяся и продажная, тоже на свой пай служит революционной пропагандой.

…Неуклонно принимаемые меры для сокращения числа учащейся молодежи обусловлены тем, что у нас будто слишком много интеллигентных работников, не находящих мест, и оттого плодится интеллигентный пролетариат, элемент революционный… Интеллигентный рабочий не находит места не потому, что рабочих много, а потому, что слишком мало учреждений, нужных России, и их надо создать. Молодежь, конечно, понимает настоящую причину ограничения числа учащихся, и это может только усиливать непопулярность правительства.

…Дьяконы, которых в качестве преподавателей разослали по приходам, радеют более о своем участке в приходской земле, чем о школе. Школы эти не достигнут цели своей – поддержать православие, – не застрахуют крестьян от раскола… Школы эти не поднимают авторитет духовенства, потому что оно ставит свой тариф на спасение души.

…Правительство признает силу печатного слова, потому что субсидирует свою прессу и пропагандирует ее через исправников и становых; если слухи верны, то за границей оно создает органы агентов-подстрекателей. Оно открывает объятия перебежчикам из оппозиционной и революционной прессы – и ошибается в расчете на силу их поддержки: слово предателя не может иметь силы слова искреннего убеждения. Цитович, предпринимая издание официозного органа, находил сотрудников только среди бездарностей. Когда цвет мысли и творчества не на стороне правительства, то это доказательство того, что создавшая его идея вымерла и оно держится лишь одной материальной силой. Только живая идея может вдохновлять таланты.

…Не печать создает общее недовольство, печать только отголосок общественного настроения. Призыв к революции бессилен там, где народ не задавлен и не обобран, где закон не маска, которой прикрываются сильные, чтобы давить слабых. Печать гонят, когда она указывает на зло тех мер, какими сильные мира, не зная жизни общества и народа, ломают ее во имя теорий, измышленных в канцеляриях и кабинетах своих.

…Люди слова, люди науки озлоблены, потому что терпится только слово лжи, рабски славословящее, распинающееся доказать, будто все идет к лучшему, которому само не верит; потому что нужна не наука, а рабская маска ее, передержка научных фактов для оправдания чиновничьей анархии. Молодежь озлобляется, озлобляются даже дети. Вся система гонит в стан недовольных, в пропаганду революции даже тех, кому противны кровь и насилие.

…Мера терпения переполняется. Будущее страшно. Если до революции, ниспровергающей монархию, далеко, то очень возможны местные пугачевщины, и вновь назначенное Вами земское начальство, которое еще лишним бременем неудобоносимым ляжет на плечи сельского мира, сделает, чтобы вызвать их более, чем могли бы то сделать революционеры наши.

…Лакеи Вашего Величества скажут Вам, что высказанное здесь – идеи нечестивого Запада, но это идеи справедливости.

You may also like...

22 Responses

  1. katichka says:

    Печальное чтение.
    917 – 889 = 28.

    путину сейчас 60? На его век хватит, можно не волноваться.

    • tanyamay says:

      Учитывая, как ускорился бег времени, сокращаем число 28… ну-у… скажем, втрое.

      • katichka says:

        А вы считаете, что-то с тех пор изменилось?
        Имхо, всё то же самое, до буквы…

      • tushka says:

        вот хотела тоже самое сказать. Время ускорилось. Кстати. Меня еще очень пугает похожесть нашего времени на период заката римской империи. До мелочей буквально

        • tanyamay says:

          А, не переживай. Может, завтра мы съедим бутерброд с несвежей докторской, и прощай, родные учителя. Так не будем отравлять себе сегодняшний вечер мыслями о закате империи 🙂
          До него еще дожить надо.

          • tushka says:

            (тяжело вздыхая) я не ем колбасу. И как раз собственная судьба меня волнует меньше чем следующего поколения 🙂

  2. alexx71 says:

    Да-а, крепко цепляет.

  3. krasno says:

    что же они все века от запада-то шарахаются? получается, нормальному человеку-россиянину никогда не видать “западной” жизни. у россии ведь свой путь! кокошники, лизоблюды, бюрократы, плохой сервис. хочешь хорошо жить? не в россии. вали на запад и будь там чужим. ведь если останешься здесь, будучи в здравом уме, всегда будешь чужим здесь.

    • katichka says:

      Ну, предположим, сервис в России сейчас гораздо лучше, чем не в России.
      Разве это главное?
      Если сюжет про сервисы – то при крепостном праве еще и получше было…

      • rasteehead says:

        при крепостном праве, если что, помещиков смирные крестьяне регулярно давили. в основном, если помещик с женским полом излишние вольности позволял.

  4. sempre_idem says:

    блестяще и без коррекции нынешнего века.

    • tanyamay says:

      Про молодежки уж очень хорошо: “Молодежь, уцелевшая, потому что не знала другого бога, кроме карьеры…”
      Да тут все в точку.

  5. pomarki says:

    – История повторяется дважды: один раз в виде трагедии, второй – в виде фаша.
    – В виде фарса, Никодим!
    – Это классик ошибался. Потом поправили.

    Е.Лукин

  6. mister_nikto says:

    Всё в цвет!
    Нет ничего нового под солнцем…

    Стащу)

  7. old_greeb says:

    Как они ненавидят даже самую умеренную правду. А еще больше ненавидят тех, кто их не боится и разговаривает с ними с позиций разума.

  8. tushka says:

    потрясающе. Спасибо тебе

  9. litera_s says:

    Надо же, какие многоразовые у нас грабли. Все топчемся по ним и топчемся, и ничего их не берет.

  10. spb_zaika says:

    Все как и сейчас, ничего в нашей стране не меняется. И боюсь,не изменится.

  11. sigridd says:

    Огромная благодарность за ссылку!
    Невероятно интересно и очень удручающе.

  12. doldonius says:

    Внезапно понял, что впервые, вообще впервые, вижу в Сети уместно и нормативно употребленное “Вы”.

    Шаблон разодран в клочья.

Leave a Reply