Показывала одной группе дом…
Показывала одной группе дом Бака. Сокрушительной красоты и гармонии архитектура. Зажатый соседними зданиями обычный доходник, внутри двора преображающийся в огромный трехпалубный корабль. Так вот лицевой и дворовый корпус там соединяет застекленная галерея, на крышу которой можно выйти. Мы и вышли, поблуждав по лестницам. Разглядывали сверху двор, окружающие его со всех сторон окна и балконы, ахали, охали и фотографировали. Обменивались восторженно впечатлениями. Одна из экскурсанток, милая учительница начальных классов, такая же полоумная фанатка Петербурга, как и вся компания, заинтересовалась, что же могло находиться в изящной полукруглой нише в конце этого небольшого пути. И мы с ней маленькими шажочками стали туда продвигаться вдоль тонкой кованой решетки ограждения, осторожно ступая на мелкую полуотбившуюся дореволюционную плитку. Я на ходу размышляла вслух:
– Возможно, стоял вазон с цветами… или небольшая скульптура… или… – тут я на манер Шерлока Холмса наклонилась к нише и радостно воскликнула, – посмотрите… кажется, тут был фонтан!
Еще немного опустила взгляд – и внезапно обнаружила огромную кучу говна. Прямо по центру. На том самом месте, где, по моим предположениям, располагался вазон с цветами. Несколько секунд тупо рассматривала инсталляцию, наконец выпрямилась и заключила:
– Но теперь тут фонтана нет.
Что я рассчитывала найти, всматриваясь, не знаю. Искала подсознательно знаменитую записку “Понюхай нашава гавна, ладно ваняит”, наверное.
До сих пор не понимаю, что может сподвигнуть человека совершить столь, в общем-то, интимный акт при минусовой температуре, на высоте третьего этажа и на виду у жильцов десятков квартир. Под скупыми лучами северного солнца. Какой внутренний протест. Или это, напротив, желание прикоснуться к прекрасному?
Тут, конечно, вспоминаются соображения Горького. Процитирую, пожалуй, извините за баян.
“Мне отвратительно памятен такой факт. В 19-м году, в Петербурге, был съезд “деревенских депутатов”. Из северных губерний России явилось несколько тысяч крестьян, и сотни их были помещены в Зимнем дворце Романовых. Когда съезд кончился и эти люди уехали, то оказалось, что они не только ванны дворца, но и огромное количество ценнейших севрских, саксонских и восточных ваз загадили, употребляя их в качестве горшков. Это было сделано не по силе нужды, – уборные дворца были в порядке, водопровод действовал. Нет, это хулиганство было выражением желания испортить, опорочить красивые вещи. За время двух революций и войны я сотни раз наблюдал это темное, мстительное стремление людей ломать, искажать, осмеивать, порочить прекрасное”.
Если бы Алексей Максимыч знал, что войны и революции пройдут, а своеобразные желания деревенских депутатов останутся, он бы удавился. Впрочем, он наверняка знал, что я такое говорю. Не дурак был. Сам же и поспособствовал.
Смеялась! Хоть выводы Алексей Максимыча и грустноваты, конечно.
Ну, он толк знал в этих вопросах.
Ну, он толк знал в этих вопросах.
Смеялась! Хоть выводы Алексей Максимыча и грустноваты, конечно.
мне напомнило тоже цитату, но из другого источника.
“А ведь в Паpиже еще носят фpак. Чеpт с ним, с Паpижем!
Мне захотелось взглянуть на то место, где чеpез несколько минут должен
был pасплющиться окpовавленный свеpток с моими костьми и мясом.
Я пpосунул голову.
Какая меpзость!..
Узнаю тебя, мое доpогое отечество.
Я выpугался и плюнул с седьмого этажа. Мой возмущенный плевок упал в
отвpатительную кучу отбpосов.
Hегодяи, пpоживающие поблизости от звезд, вывоpачивали пpямо в фоpточку
ящик с пакостиной. Селедочные хвосты, каpтофельная шелуха и лошадиные
вываpенные pебpа падали с величественной высоты.”
Мариенгоф, Циники
“Будем как дети”, ага.
“Будем как дети”, ага.
мне напомнило тоже цитату, но из другого источника.
“А ведь в Паpиже еще носят фpак. Чеpт с ним, с Паpижем!
Мне захотелось взглянуть на то место, где чеpез несколько минут должен
был pасплющиться окpовавленный свеpток с моими костьми и мясом.
Я пpосунул голову.
Какая меpзость!..
Узнаю тебя, мое доpогое отечество.
Я выpугался и плюнул с седьмого этажа. Мой возмущенный плевок упал в
отвpатительную кучу отбpосов.
Hегодяи, пpоживающие поблизости от звезд, вывоpачивали пpямо в фоpточку
ящик с пакостиной. Селедочные хвосты, каpтофельная шелуха и лошадиные
вываpенные pебpа падали с величественной высоты.”
Мариенгоф, Циники
мне кажется, ты не права насчет Горького.
Он мне совсем не кажется тем, кто приближал и способствовал власти посредственности. И кому нравились мартышки, гадящие на голову слону лишь потому, что в стае и можно сделать это безнаказанно.
Он был идеалист, как и большинство и его ровесников. И своеобразный романтик человеческого в человеке, как они все.
Он мечтал для них – о жизни лучшей, о жизни чистой, светлой.
И он ошибся. С кем не бывает.
Не со мной споришь. Я точно так же думаю. Но печаль в том, что идеалисты всегда расчищают место для нахрапистой посредственности. Что-то даже исключений не могу вспомнить. Как раз сегодня у Герцена видела созвучное… сейчас найду… Это он о ситуации после революции 1792-го, но один фиг.
“…наконец тяжелое здание феодальной монархии рухнулось… еще удар – еще пролом сделан, храбрые вперед – и толпа хлынула, только не та, которую ждали. Кто это такие?.. Неотразимая волна грязи залила все. …Мещане не были произведены революцией, они были готовы с своими преданиями и нравами. Их держала аристократия в черном теле и на третьем плане; освобожденные, они прошли по трупам освободителей и ввели свой порядок”.
толпа хлынула, только не та, которую ждали
Вот-вот. И после революции 1792, и после 1917, и сейчас…
Не со мной споришь. Я точно так же думаю. Но печаль в том, что идеалисты всегда расчищают место для нахрапистой посредственности. Что-то даже исключений не могу вспомнить. Как раз сегодня у Герцена видела созвучное… сейчас найду… Это он о ситуации после революции 1792-го, но один фиг.
“…наконец тяжелое здание феодальной монархии рухнулось… еще удар – еще пролом сделан, храбрые вперед – и толпа хлынула, только не та, которую ждали. Кто это такие?.. Неотразимая волна грязи залила все. …Мещане не были произведены революцией, они были готовы с своими преданиями и нравами. Их держала аристократия в черном теле и на третьем плане; освобожденные, они прошли по трупам освободителей и ввели свой порядок”.
Горький-то? Идеалист? Горький – лицедей, в плохом смысле.
“Странной чертой Горького была слезоточивость, абсолютно не вяжущаяся с его общим характером, чуждым сентиментального или сострадательного нытья.
Однажды, сидя у нас в Москве в 1915 г., он рассказывал, что русские солдаты принуждены были идти в атаку против немецких траншей, не имея особых ножниц, чтобы разрезать проволочные заграждения у траншей. Не берусь судить, так ли это в действительности происходило, могу только сказать, что Горький со свойственным ему талантом дал удручающую картину, как русские солдаты пытались перепрыгивать чрез проволочные заграждения и в них повисали. Горький рассказывал, и крупная слеза катилась из его правого глаза. Помню, на меня и на мою жену рассказ Горького произвел сильное впечатление. Он вытер слезу и молчал. И мы молчали. И после этого рассказа ни о чем говорить уже не хотелось.
Дня через три после этого Горький снова был у нас. Мы были не одни. Были профессор Тарасевич и его брат. Так как тогда речь постоянно заходила о войне, Горький повторил свой рассказ, и снова слеза скатилась на его щеку. На обоих Тарасевичей и рассказ, и слеза, конечно, произвели большое впечатление. У меня и моей жены оно уже ослабело.
Через три недели, приехав в Петербург, я был вечером у Горького. За ужином у стола сидело помимо семьи Горького человека четыре. Кроме Тихонова, не могу вспомнить кто. Горький опять рассказывал о солдатах, корчащихся перед смертью на проволочных немецких заграждениях, и опять появлялась слеза. “
странно, что именно этот эпизод вы решили привести. который может говорить о многом – ну, например, о том, что он прекрасный был лицедей, или о том – что этот рассказ вызывал у него сильнейшую эмоцию, которая не слабела, а лишь усиливалась.
можно было бы вспомнить его авантюры издательские, гонорарные стяжания, любовь к красивой, барской жизни, запутанную личную жизнь и странные отношения с властью
все мы почему-то ищем простоты в сложном.
ну да, все непросто, все мы сложены из неоднородных кусков, а не вырезаны из белоснежного мрамора.
Но мало кто был так последователен, как Горький, в своей вере в людей, в их лучшие свойства. И будучи автором, лишен зависти к другим авторам, способен на восторг (важно ли вам, театральный или нет – если оказывалась потом вполне реальная помощь?)
Он был неоднозначный, но большой – и автор, и человек. И мне, например, легко понять – какое разочарование он испытывал всякий раз, когда кто-то из людей гадил в саксонский фарфор.
Я скорее соглашусь с эмоциональным всплеском, чем с лицедейством. История с хлебным ножом в печень широко известна, ведь действительно сознание потерял.
А напомни, плиз? Что-то смутно брезжит, но что…
Можешь поискать в сети, вот первое, что нашлось
М. Ф. Андреева вспоминает о том, как Алексей Максимович Горький, работая над сценой ранения Марфы Посуловой в повести «Жизнь Матвея Кожемякина», настолько ярко представил ощущения своей героини, что внезапно почувствовал сильную боль в области печени и потерял сознание. Вот как она об этом пишет: «На полу около письменного стола, во весь рост лежит на спине, раскинув руки в стороны, Алексей Максимович. Кинулась к нему – не дышит! Приложила ухо к груди – не бьется сердце! Что делать? Как я такого большого человека до дивана дотащила, сама не понимаю. Побежала вниз, принесла нашатырный спирт, одеколон, еще что-то, воду, полотенце. Расстегнула рубашку, разорвала щелковую сетчатую фуфайку на груди, чтобы компресс на сердце положить, и вижу – с правой стороны от соска вниз тянется у него по груди розовая узенькая полоска Оцарапался обо что-то – не похоже… ушибся? … Обо что?… А полоска становится все ярче и ярче и багровее. Что такое? Виски ему растираю, тру руки, нашатырный спирт даю нюхать… Задрожали веки, скрипнул зубами… «Больно как!» – шепчет. Ты что? Что с тобой? Обо что ты ушибся? Он как-то разом сел, глубоко вздохнул и спрашивает: «Где? Кто? Я?» Да ты, подсмотри, что у тебя на груди-то!» «Фу, черт!… Ты понимаешь… Как это больно, когда хлебным ножом крепко в печень!». Думаю – бредит. С ужасом думаю – заболел и бредит. Какой хлебный нож? Какая печень? Должно быть, видя мое испуганное лицо, он окончательно пришел в себя и рассказал мне, как сидят и пьют чай Матвей Кожемякин, Марфа Посулова и сам Посулов и как муж, видя, что она ласково и любяще, с улыбкой смотрит на Матвея, схватил нож, лежащий на столе, и сунул его женщине в печень. «Ты понимаешь – сунул, вытащил, и на скатерть легла линейкой брызнувшая из раны кровь… Ужасно больно!» Несколько дней продержалось у него это пятно. Потом побледнело и совсем исчезло».
Горький-то? Идеалист? Горький – лицедей, в плохом смысле.
“Странной чертой Горького была слезоточивость, абсолютно не вяжущаяся с его общим характером, чуждым сентиментального или сострадательного нытья.
Однажды, сидя у нас в Москве в 1915 г., он рассказывал, что русские солдаты принуждены были идти в атаку против немецких траншей, не имея особых ножниц, чтобы разрезать проволочные заграждения у траншей. Не берусь судить, так ли это в действительности происходило, могу только сказать, что Горький со свойственным ему талантом дал удручающую картину, как русские солдаты пытались перепрыгивать чрез проволочные заграждения и в них повисали. Горький рассказывал, и крупная слеза катилась из его правого глаза. Помню, на меня и на мою жену рассказ Горького произвел сильное впечатление. Он вытер слезу и молчал. И мы молчали. И после этого рассказа ни о чем говорить уже не хотелось.
Дня через три после этого Горький снова был у нас. Мы были не одни. Были профессор Тарасевич и его брат. Так как тогда речь постоянно заходила о войне, Горький повторил свой рассказ, и снова слеза скатилась на его щеку. На обоих Тарасевичей и рассказ, и слеза, конечно, произвели большое впечатление. У меня и моей жены оно уже ослабело.
Через три недели, приехав в Петербург, я был вечером у Горького. За ужином у стола сидело помимо семьи Горького человека четыре. Кроме Тихонова, не могу вспомнить кто. Горький опять рассказывал о солдатах, корчащихся перед смертью на проволочных немецких заграждениях, и опять появлялась слеза. “
мне кажется, ты не права насчет Горького.
Он мне совсем не кажется тем, кто приближал и способствовал власти посредственности. И кому нравились мартышки, гадящие на голову слону лишь потому, что в стае и можно сделать это безнаказанно.
Он был идеалист, как и большинство и его ровесников. И своеобразный романтик человеческого в человеке, как они все.
Он мечтал для них – о жизни лучшей, о жизни чистой, светлой.
И он ошибся. С кем не бывает.
ох… что-то грустно мне сегодня от этих обобщающих и вполне себе объективных выводов… и ваших, и моих… и ваще в ленте…
ибо “страшно далеки они от народа”
(с))))
Близки! Очень близки! даже иногда чересчур.
ох… что-то грустно мне сегодня от этих обобщающих и вполне себе объективных выводов… и ваших, и моих… и ваще в ленте…
ибо “страшно далеки они от народа”
(с))))
Вы не читали книгу “Блокада” Владислава Михайловича Глинки, хранителя Эрмитажа? Там есть похожий эпизод. Только там испортили ценнейшую библиотеку .
Видимо,оттуда же ноги растут у нынешних граффитистов,портящих только что покрашенную стену дома.
“испортили библиотеку” могу представить. Но это хотя бы блокада, тогда вообще норма перекосилась.
Вы не читали книгу “Блокада” Владислава Михайловича Глинки, хранителя Эрмитажа? Там есть похожий эпизод. Только там испортили ценнейшую библиотеку .
Видимо,оттуда же ноги растут у нынешних граффитистов,портящих только что покрашенную стену дома.
спасибо за наводку, кстати. я тоже туда сходила)
Так и не закрыт подъезд? Жители мазохисты.
ещё не закрыт. на задней лестнице спят бомжи.
ещё не закрыт. на задней лестнице спят бомжи.
Нет же!!!
Им – просто – всё равно.
Боюсь, ты прав.
Слушай, ну хотя бы обоняние у них должно страдать. В некоторых местах мы там пробегали, зажав носы.
Хм.
Вот ты лично – если в подъезде будет вонять – пойдёшь убирать?
Если “да” – респект.
Если “нет” – ты такая же, как они.
Но, я боюсь, вы и голосовать поэтому будете за разных людей.
Разумеется, пойду. Не нюхать же.
Ну, вот.
Так и не закрыт подъезд? Жители мазохисты.
“я тоже туда сходила) “
ажно вздрогнул!
спасибо за наводку, кстати. я тоже туда сходила)
Ну, это же была инсталляция. Или хэппенинг? Нет, сначала хэппенинг, а теперь уже инсталляция. Более известные творцы такое даже за деньги продают, а это был начинающий, поэтому насрал бесплатно.
Не знаю, как в Вашем городе, Таня, а у нас я до сих пор удивляюсь, когда вижу стеклянные остановки целыми, а не разбитыми теми самыми “крестьянскими депутатами”.
Не попадались ли Вам в Ваших странствиях настоящие бывшие туалеты-ниши на чёрных лестницах? Читать про них – читал, а видеть не приходилось.
Несколько лет назад на Васильевском острове видела. Отверстие было заложено, конечно. Просто ниша.
Но тогда я еще не знала, что это такое, поэтому беспечно ушла. А теперь не могу найти, где это.
Чьорт побери. Дайте знать, плиз, если найдёте.
Договорились.