Леди Макбет Мценского уезда. Акт первый.

Когда эту оперу показали в 1935-м году в Нью-Йорке, критики, потомки суровых квакеров и протестантов, кипели от негодования: “Шостакович является, вне сомненья, наиглавнейшим композитором порнографической музыки во всей истории оперы”. В другом полушарии воспитанный в строгих правилах строителей коммунизма Сергей Прокофьев тоже был фраппирован и в приватной беседе пожаловался: “Эта свинская музыка — волны похоти так и ходят, так и ходят!” Любители оперы и в Штатах, и в России валили валом. Наконец историю страстной купчихи послушал самый главный кремлевский меломан, после чего “Правда” разразилась не менее знаменитой (а то уже и более) статьей “Сумбур вместо музыки”. По слухам, в качестве критика выступил сам лучший друг детей, физкультурников и композиторов.
Как это ни смешно, статью я читала. А оперу не слушала.
Сегодня частично восполнила пробел.

Подозреваю, судя по тому, что ханжа Сталин возмутился не любовным жаром музыки, а ее неудобством для ушей, показывали ему другую постановку. Со шкафом.

 

You may also like...

51 Responses

  1. ptitza says:

    Действительно, порнография какая-то. Посмотрела 20 секунд первой и пять второй. Сама повесть тоже страшная. “Все умерли”.

    • tanyamay says:

      Неправильно ты бутерброд ешь, дядя Федор. Смотреть надо целиком. Действительно круто.
      И повесть я люблю. У Лескова невероятно красивый русский язык.

      • ptitza says:

        Не, ну Лесков прекрасный. Но повесть-то страшная. Тебе не страшно было, как он её, гад, бросил? А как она утопла и соперницу с собой? И чулочки эти… Ужас, ужас.

  2. pepel says:

    Не мой тип музыкальной гармонии.

  3. pascendi says:

    Я думаю, Сталину показали что-то вроде первого клипа, где старые, некрасивые актеры разыгрывают страсть, давно им недоступную.
    Это настолько противоречит музыке, что не могло не вызвать отторжения. 🙂

    • tanyamay says:

      Ну уж прям. Сергей очень даже ничего, по-моему, даже увлекся в процессе.
      Да и певица – вполне купчиха.

      • pascendi says:

        Знаете, когда люди 50+ лет от роду притворяются, что их одолевают страсти, свойственные третьему десятку (20-30), это не просто неправдоподобно — это как-то даже неприлично.

        В частности, тетенька в этом возрасте очень хорошо понимает, чего от нее хотят, и либо отказывает в недвусмысленной форме, либо быстро соглашается 🙂

        • sadok_murr says:

          А мне почему -то кажется, что именно люди в возрасте способны на такие страсти. Эдакая лебединая песнь.

          • pascendi says:

            Страсть — да, жеманство — нет 🙂

          • sadok_murr says:

            Ну так это же “театр”, там же всегда “переигрывают”. =)

          • pascendi says:

            Так дело не в театре.
            Переигрывает — музыка.
            Интонации, уместные до 30, и смешные и неловкие за 50.

            Как Вы правильно говорите: лучше всего закрыть глаза и слушать.

      • pascendi says:

        Кстати, проверил тут первоисточник:
        – Ну-ка, а сколько во мне будет? – пошутила Катерина Львовна и,
        взявшись за веревки, стала на доску.
        – Три пуда семь фунтов, – отвечал тот же красивый молодец Сергей,
        бросив гирь на весовую скайму. – Диковина!
        – Чему же ты дивуешься?
        – Да что три пуда в вас потянуло, Катерина Львовна. Вас, я так
        рассуждаю, целый день на руках носить надо – и то не уморишься, а только за
        удовольствие это будешь для себя чувствовать.

        Три пуда семь фунтов — чуть больше 50 кг.

        Посмотрите на актеров.

        • tanyamay says:

          Это опера, не кино.

        • sadok_murr says:

          Оперных певиц 50 кг не бывает. Их снесет отдачей от собственного голоса. 😉

          • pascendi says:

            Нетребко?

          • sadok_murr says:

            Да, собственно и все. Я просто сама вокалист и хорошо знаю, как разносит при постановке академического вокала. =)

          • exidna_i says:

            простите, но вы что-то путаете. есть такое явление в природе, как природная постановка голоса. т.е. определенное строение костей черепа, длина гортани, положение связок относительно гортани и прочие причиндалы, при которых голос можно практически не ставить, только разучивать репертуар. генетически такое явление (можно сказать – певческую породу) сопровождает гиперфункция надпочечников, которая, в свою очередь, профоцирует любовь сладкому и прочим быстрым углеводам, что в сумме влечет за собой избыточный вес. но природная постановка голоса явление редчайшее. и далеко не все его носители идут петь, поскольку голоса мало, нужно еще и слух иметь, и артистические способности, и музыальное образование, и терпение и вообще желать что-то сказать миру. все остальные, кто петь *научился*, никак к этой породе не принадлежат и постановка академического или какого-то другого вокала здесь вообще не при чем. от нее не может разнести, как не может разнести от ежедневных прогулок с собакой. среди певцов такое же процентное количество обремененных лишним весом людей по отношению к людям худым или среднего телосложения, как среди жителей одного подъезда многоэтажки, например.

          • tanyamay says:

            Но почему их так много на сцене? Все очень в теле.

          • exidna_i says:

            во-первых, далеко не все. во-вторых, мода и стереотипы тем и хороши, что имеют свойство меняться. если 25 лет назад, когда я поступала, я наслушалась дури “певица с талие 52 сантиметра петь не сможет” и “45 килограмм?!! срочно отъедайтесь хотя бы вдвое!!!” , то сейчас к поступающим требования как к актерам в голливуде. рост, внешность, фигура. голос послушают только если все перечисленное в наличии. театры тоже проводят сначала кастинги, потом прослушивания. в европейских постановках сейчас в теле не увидите ни одного. ну разве что из мастодонтов. к тому же, есть два вида отбора артистов – по имени и по ттх. если по имени, то вдруг может мелькнуть некто 55+, а то и 70+ уже без голоса и, естественно, без фигуры. но это в современном оперном мире уже большая редкость.

            PS меня, кстати, эти стереотипы “оперная певица весит не меньше 100”, стати, изрядно раздражали с самого-самого начала. я не моглда понять, почему оперный мир сводится искючительно к паваротти и кабалье, и армию стройных за пуфиками не видят. поэтому я свою статистику вела с пристрастием. не смотрите записи 50х годов 20 века, когда стандарты женской красоты приближались к свиноматке, а мужики в цене были любые. потому что после войны находились в дефиците. посмотрите 21 век.

          • tanyamay says:

            Спасибо, очень интересный комментарий. Но откуда-то ведь шли эти требования и стереотипы? Я все же не уверена, что дело в устаревших стандартах красоты – почему именно на оперной сцене, в кино, например, уже давно их не было.

          • exidna_i says:

            скорее, стереотипы родились от отсутствия требований. а то и вообще из тьмы веков, когда пели кастраты. от кастрата как ни требуй, а он все равно будет много толще, чем фотомодель.

  4. cema says:

    К Шостаковичу надо привыкнуть, это быстро.

    Со шкафом смешно, да.

  5. fdv says:

    На счёт порнографии – “Доктор, где Вы такие картинки берёте?!!” (с).

  6. spb_zaika says:

    Да уж. Я лучше буду слушать,закрыв глаза.

  7. sadok_murr says:

    Клипы – жуть. В принципе я вообще пантональность очень тяжело воспринимаю, а тут еще это. Любое порно нервно курит в сторонке.=)

  8. actapublica says:

    Прекрасная музыка. Отличная постановка. При чём здесь возраст певцов? При чём возраст вообще?

  9. egmg says:

    Огромное спасибо. Очень своевременно напомнили:) http://egmg.livejournal.com/1651243.html

  10. тяжело… и видео, и звук.

    • tanyamay says:

      “Характерными признаками такой музыки является… увлечение сумбурными, невропатическими сочетаниями, превращающими музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение звуков. Эта музыка сильно отдает духом современной модернистской буржуазной музыки Европы и Америки, отображающей маразм буржуазной культуры”. 🙂

  11. sorcino says:

    О, какая отличная вещь.

  12. kot_kam says:

    Классный саундтрек к какому-нибудь фильму. А такая музыка в качестве основного действующего лица… Впрочем, я вообще не люблю оперы, так что мое мнение веса не имеет.

  13. marnem says:

    Наверное, для контраста стоит посмотреть какой-нибудь отрывок из “Катерины Измайловой” – экранизации оперы (1966 год). Главную роль исполняла Галина Вишневская. Ей тогда было 40 лет и выглядела она замечательно. Фильма я не видела, но читала о нем книге Вишневской “Галина”. Она подробно написала о том, как снимался фильм и как пытались экранизировать оперу так, чтобы советская цензура не зарубила. Шкафа не было, но лежащих в постели главных героев укрывали чуть ли не до подбородка. Когда обнаружилось, что у актера, игравшего Сергея очень волосатая спина, режиссер пришел в ужас, так что спину пришлось регулярно брить и т.п.

    • tanyamay says:

      У певца из первого ролика, кстати, тоже волосатая. Но постановщик, по-моему, готов был еще накладной шерсти добавить для пущей животности. 🙂
      “Галина” хорошо написана? Стоит читать?

      • marnem says:

        Я “Галину” очень люблю, перечитывала несколько раз. Книга написана очень живым языком, диапазон событий – от трагических до комических. Знаю, что многие считают книжку злой и антисоветской. Я бы сказала, что книга достаточно резкая (как и сама автор), но очень искренняя. Рекомендую!
        Коли речь пошла о мемуарах, и т.к. я очень редко пишу комментарии, заодно хочу сказать спасибо за вашу прошлогоднюю «наводку» – «Ольга. Запретный дневник». Очень и очень…

    • Увлекаетесь оперой?

  14. ravanael says:

    “…ханжа Сталин возмутился…”

    – как вам эти туфли, Людмила Прокофьевна?
    – Слишком вызывающе…
    – Значит, нормальная баба наденет. (с) к/ф “Служебный роман-2”

  15. bpeme4ko says:

    Второй вариант понравился ) Я как раз на днях думал, что надо бы в оперу сходить ) В том смысле, что я как-то никогда раньше. Думал, что мне это не нравится.

Leave a Reply