В свое время не захотела…

В свое время не захотела читать воспоминания Лидии Чуковской – я недолюбливаю такие интонации, постоянно на кого-нибудь обиженные, сосредоточенные на досадных мелочах. Сегодня по делу заглянула в ее дневниковые записи о Тамаре Габбе (“Город мастеров”, воплем из фильма “Умер проклятый метельщик!” мы пользовались при каждом удобном случае) – и простила все за то, какой яркий, нежный и обаятельный образ нарисован. Сначала читала через строку, наискосок, – но вот уже перечитываю второй раз.

…Нам бы, после всех наших потерь, хоть какой-нибудь мистицизм, хоть какую-нибудь веру в бессмертие! Нет, у меня нет. Я верю только в то, что если человек в этой жизни вопреки всему успел выразить себя, то он будет жить в делах своих и в памяти людей, которых он любил. <...> Но Туся идет дальше. Она говорит, что всю жизнь человек добывает себе душу, и если душа успела родиться вполне — как душа Пушкина или Толстого — то она будет жить и после смерти — нет, не только в памяти людей, а и сама жить и чувствовать, что живет.

…Я часто жаловалась Тусе на Егорову, редакторшу Детгиза, которая загубила две мои книги. Встретившись с ней впервые, Туся была поражена ее злобным лицом, злобным голосом и немедленно начала ее изображать: «Как же вы не поняли, Лида, какая у нее главная профессия? Редакция — это так, случайный заработок. Каждый вечер она выходит на ловлю детей: посулит ребенку конфетку, заведет в пустую парадную и снимет с него валеночки». И Туся показывала, как Егорова, с лживой улыбкой, приманивает ребенка конфетой, потом грузная, натужась, стаскивает с него валенки: «с одной ноги — за папу, с другой ноги — за маму».

(Несчастная Егорова. Вот так живешь-живешь, делаешь пакости, а через много лет все, что о тебе будут знать – что ты снимала валеночки с детей. И уже не отмыться никогда.)

Или вот:

“Она рассказала, в частности, что несколько раз во время бомбежек оказывалась в убежище вместе с Шурой. Тусенька читала вслух своим Диккенса или Чехова. Шуру это сердило: не к чему заговаривать зубы себе и другим, это лицемерие и слабость; надо сосредоточиться и ждать смерти — своей или чужой. Она сидела, опустив голову и закрыв глаза.
Я подумала: а как вела бы себя я? По-Тусиному или по-Шуриному? Если бы рядом была Люшенька — по-Тусиному, пожалуй. Я бы ей читала, чтобы отвлечь ее, чтобы показать, что ничего особенного не происходит”.

Я бы тоже читала. Надеюсь. Не для того, чтобы отвлечь, – и для этого тоже, конечно: отвлечь и отвлечься, – но в первую очередь им назло. Насолить – ах, я не могу по вам выстрелить в ответ? Ну так буду читать как ни в чем не бывало, а вы хоть устреляйтесь там в своем самолете.
И вот чудесный эпизод:

Замерзла я зверски. Рассердилась и обиделась на Тусю ужасно. Целый час стояла и припоминала все ее несносные опоздания, еще ленинградские: как ее ни молишь, бывало, не опаздывать — все равно опоздает. Я в уме перечислила все ее вины. У меня ведь пальто летнее, а я жду ее час на морозе — ведь она знает, что у меня зимнего нет, и заставляет ждать!
Уверенная, что заболею, злая, несчастная, я помчалась домой.
Только мы пообедали — явилась Туся с моими очками.
Я ждала ее возле Управления по делам искусств, а надо было возле Комитета — то есть через дом.
Но кто мог подумать, что Управление и Комитет не одно и то же?
Тусино чтение отменено, ее об этом предупредили, и она пришла специально, чтобы вручить мне очки. И ждала меня целый час. И во всем виновата я.

Чертовски знакомо – костеришь кого-нибудь, злишься, пыхтишь… а потом оказывается, что ты сам дурак. Чуковская только не написала про самоедство еще большего масштаба, что наваливается, как хромой старик, после неудобного инцидента. Вот и выходит, что хочется быть похожей на обаятельную Габбе, а на самом деле ты, оказывается, нудная Лидия.

Впрочем, после нас все равно ничего не останется. Мы не пишем о своих друзьях. И о нас, соответственно, не пишут.

You may also like...

61 Responses

  1. nadia_yacik says:

    новый юзерпик очень ок!

  2. antruma says:

    Да что вы? Не читали Чуковскую? Совсем или только воспоминания?

    Она совсем не нудная, наоборот. Тот же “Прочерк” – это воспоминания или что? На мой взгляд, гениальное произведение.

    Моя подруга, преподаватель истории, одну из глав этой книги целиком зачитывала ученикам на уроке, посвященному 37 году. Обычные современные дети в рядовой муниципальной школе слушали 45 минут не дыша.

  3. malpa says:

    А я, читая, как-то сразу ее (Лидию) поняла и приняла. Занудой она мне не показалась.
    Впрочем, это было уже давно. Надо бы поперечитывать, хотя бы кусочки.

    • tanyamay says:

      Она радости не видит. Понятно, что время не слишком радостное, – но у нее беспросвет полный. Даже не знаю, как объяснить. Такое ощущение, что она никогда не улыбается. У нее все зверски всерьез.

  4. gostya says:

    Занудой она мне не кажется, а вот что все у нее зверски всерьез – это да. Но про нее именно так и рассазывали.

    • tanyamay says:

      Смешно, что у нее же и нашла нужное определение. Пишет о Габбе, но это именно то, чего нет у самой Ч.:
      “Я не видела человека, который в своих суждениях о людях в такой степени учитывал бы разницу между ними, и с такой ясностью понимал бы право каждого быть устроенным не так, как другой, и проявлял бы интерес и уважение к этому «не так». На каждого человека она смотрит со снисходительностью и зоркостью, пытаясь найти определение именно для этой, совершенно особенной, единственной в своем роде душевной конструкции”.

  5. tanyamay says:

    Честные, не спорю. Она не видит радость этими глазами и честно это описывает. Посочувствовать только можно, поскольку другим глазам удается видеть радость и в это время, и в этих обстоятельствах. Свойство личности, а не времени.

  6. tanyamay says:

    Конечно, у меня получается. Я же о своих впечатлениях пишу.
    Взгляд у всех отличается, что ж тут такого. Поэтому я больше люблю Чехова, а не Толстого (к примеру), – поскольку первый может разглядеть если не радость, то намек на улыбку, саркастичную или понимающую, не всегда важно. Если не брать титанов, то можно вспомнить того же Фрида.

  7. scottishkot says:

    Прежде всего – с непреходящим!

    А теперь пошел читать.

    • tanyamay says:

      Спасибо. И да, Ч. того стоит, невзирая на. Впрочем, возможно, это всего лишь мои тараканы.

  8. tanyamay says:

    А вообще смешно. Пост на целую страницу, но все цепляются взглядом только за мой невосторженный образ мыслей 🙂

    • taki_net says:

      Ну, э. Не кокетничайте: Вы же понимаете, что это пойнт постинга:-) Не содержание, но вешка торчащая.

  9. skvonk says:

    я б писала о друзьях (и пишу иногда), да, честное слово, страшно – почти все они меня читают! 🙂

    • tanyamay says:

      Вот я об этом и подумала 🙂
      Ну и тут особое умение нужно. Впрочем, ты умеешь. Поэтому я всегда сокрушаюсь, что мало и редко пишешь.

      • skvonk says:

        да что-то во мне любви маловато, поэтому редко. но, может, я ее наращу еще 🙂

        в гости приходи! мы завтра уже приедем в город

        • tanyamay says:

          Обязательно приду.
          Мы тут нашли для Мити плащ волшебника, и еще вертушка его целое лето дожидается.

    • tanyamay says:

      А ты читала Лидию, кстати? Тут меня народ пристыдил, может, я и впрямь на ее записки как-то подслеповато смотрю?

  10. taki_net says:

    Лидия хорошая, так что Вам повезло: Вам открылся новый автор. Есть польза и в привередливости:-)

    ЗЫ Не могу не присоединиться… или могу присоединиться?… в общем, новый юзерпик замечательный.

    • tanyamay says:

      “Вам повезло: Вам открылся новый автор. Есть польза и в привередливости” – вот я люблю такой взгляд на вещи 🙂
      Я тоже всегда радуюсь, если кто-то чего-то стоящего еще не читал – сколько удовольствия впереди.

  11. 0ika says:

    Таня, скажи, ты ведь уже купила мемуары Шапориной, а?
    Ну хоть кто-нибудь уже купил?

    • tanyamay says:

      Нет, я серый валенок. Что это?

      • 0ika says:

        http://www.openspace.ru/literature/projects/162/details/20613/

        Моя Раечка заказала, и мы обе извелись в ожидании уже.

        • tanyamay says:

          Очень круто. И прочитать надо.
          Но ты знаешь, от этой записи: “Я вчера думала: Россия заслужила наказание, и надо, чтобы «тяжкий млат»1 выковал в ней настоящую любовь к родине, к своей земле. 100 лет, а может, и больше интеллигенция поносила свою страну, свое правительство, получила в цари Мандукуса и начала униженно, гиперболически преклоняться, возносить фимиамы, думая только о шкуре своей” – я тут же озверела. Конечно, надо смотреть отстраненно, в контексте того времени, но я не могу.
          Никто не заслуживает такого наказания, и понятие “интеллигенция”, которым она так наотмашь бьет, рассыпается на тысячи судеб живых людей, судеб и мыслей.

  12. seann says:

    С днем рождения! (От запоздалых поздравлений, говорят, бывает большое счастье и даже мороженое каждый день.)

    До чего удивилась, когда читала Ч. про Габбе: мало того, что книжки волшебные, так и сама, оказывается, была волшебная. Какая-то ирония в том, что самый известный мемуар о ней писала именно тяжеловесно-серьезная Ч.

    • tanyamay says:

      А-а, Таня, значит мы с вами совпали в ощущениях. Именно так я ее записки восприняла. Габбе дивный человек – и, похоже, дивная женщина была.

    • sam_broock says:

      Узнаете?

      У вдохновенья есть своя отвага, Свое бесстрашье, даже удальство. Без этого поэзия – бумага, И мастерство тончайшее мертво. Но если ты у боевого стяга Поэзии увидишь существо, Которому к лицу не плащ и шпага, А шарф и веер более всего, То существо, чье мужество и сила Так слиты с добротой, простой и милой, А доброта, как солнце, греет свет…

  13. otte_pelle says:

    И от меня с днем рождения!
    Юзерпикча чудесная, вы. – красавица!
    Давно хочется признаться в любви к тому, как вы пишете. Всегда читаю и всегда с радостью – и солидарен с тем, что видеть радость это ваше чудесное свойство. Да будет так!

  14. redtigra says:

    я прощелкала день рождения, да?
    счастья тебе, книг побольше хороших. и вообще. 🙂 ты замечательная, вот что.

    • tanyamay says:

      Д.р. – условность, в общем-то. Можешь поздравлять в любой месяц 🙂 А желать так и вообще в любой день.

  15. a_str says:

    как это мы не пишем о друзьях?
    очень даже пишем 🙂
    хотя, да, нужно все-таки как-то побольше.

    • tanyamay says:

      Даже в стол – но чтобы осталось. И потом, мы мало общаемся вживую. Этого не хватает для таких вот записей, как у Чуковской о Габбе.

      • a_str says:

        иногда все-таки общаемся 🙂
        и иногда в этом иногда я ужасно жалею, что диктофон не принес, ага 🙂

        • tanyamay says:

          Как Губерман писал, что он в компании великих стариков то и дело бегал в клозет – записывать их слова, потому что у них на глазах хвататься за карандаш и блокнот было неловко 🙂

  16. atlantis_sid says:

    С Днём Рождения!!!! Всех благ и счастий 🙂

  17. А про Фриду Вигдорову? Она восторженная, только на свой лад)) Еще больная, слепая, неуклюжая. И при этом не растерявшая способности говорить о людях доброе.

  18. anyalev says:

    С днём рождения! Даже уж и не знаю, чего вам пожелать. Красота есть, ум есть, молодость тоже:)

    Чуковская невероятно категоричная. У неё всё либо чёрное либо белое. Но читать всё равно безумно интересно.

    Мне про Габбе из мемуаров Чуковский запомнился вот какой страшный эпизод. Чуковская, благодаря отцу, в начале войны эвакуировалась в Чистополь, куда вскоре прибыла и Ахматова. Габбе же осталась в блокадном Ленинграде и передала Чуковской письмо через Ахматову. В этом письме она писала, что скорее всего погибнет, и просила Чуковскую позаботиться о её муже, который был в лагере. На тот момент муж был расстрелен, но она об этом не знала. Чуковская там же вспоминает, как они вместе ходили к Крестам, чтобы хоть что-то о мужьях узнать, а мужей уже на свете не было.

    А ещё в Габбе был влюблён Маршак.

  19. mbla says:

    Захотелось прочесть, хотя вообще-то терпеть её не могу. Не выношу воспоминаний об Ахматовой

    • tanyamay says:

      Seann очень точно подметила про иронию ситуации.
      И, помимо того, читая я то и дело ловила себя на отголоске зависти – как они умели дружить, сколько общего у них было.

Leave a Reply