Устав от политики, сделала попытку…
Устав от политики, сделала попытку сбежать в Пармскую обитель. Как-то она мимо меня прошла, фильм только смутно помню с Жераром Филипом да как родители им восхищались. “Красное и черное” потом прочла, а это нет.
Что может быть целительней любовного итальянского романа – маркизы, принцы, интриги, молодые красавцы, дуэли, отравления, любови. Щас забудусь, упьюсь романтикой. Ага. Упилась.
Через страницу – политические намеки, и господи ж ты боже мой, до чего современные (“При дворах мелких деспотов, пожалуй, только с одним делом справляются великолепно: с охраной политических заключенных”.) Кроме того, забавный перевертыш сознания, консерваторы здесь – герои, а либералы – трусы и мерзавцы. Это как если бы сейчас появился роман о любви в высших кремлевских сферах.
Главного героя, энергичного юнца, пытаются посадить злобные либералы за то, что он заколол кинжалом сбил на машине какого-то жалкого простолюдина, и благородные сотрудники АП отмазывают его во главе со зрелой красавицей… э-э… черт, у нас нет красавиц, одни рыла… Ну ладно, пусть будет Медведева. Кроме того, юнец по молодости успел вляпаться в протестное движение, бегал на Болотную, и его надо как-то очистить в глазах властителя. Прелестный парню выдается перечень действий. Хоть сейчас презентуй провинциальным нашистам:
“1. Необходимо ходить каждый день к обедне; взять себе в духовники человека умного и преданного монархии и на исповеди высказывать только вполне благонадежные чувства.
2. Не знаться ни с одним человеком, который слывет умником, и при случае говорить о восстаниях с ужасом, как о совершенно недопустимых действиях.
3. Никогда не бывать в кофейнях, никогда не читать газет, кроме правительственных листков, и вообще выказывать большую неохоту к чтению”.
И, между прочим, XIX век – а слова все те же: “Она объяснила ему, что в Америке царит культ одного божества – доллара, и, кроме того, там надо ухаживать за уличными торговцами и ремесленниками, которые своим голосованием решают все”.
Одно только нашла отличие от наших реалий, впрочем, оно, кажется, скоро исчезнет. “На двадцать лет в крепость, а предварительно – публичное изъявление раскаяния перед портретом вашего высочества”.
Чудная книга, короче. Рекомендую.
Да Стендаль почти полностью прекрасен, я в своё время с Красного&Белого слезть не мог, совершенно восхитительная вещь.
Меня до сих пор занимает странное сочетание тончайшей лирики и самого изящного цинизма в одном
флаконеромане – для Стендаля это как авторская печать.Вот! Вы замечательно сформулировали – изящный цинизм и лирика. Я только-только последнюю страницу перевернула, еще в мыслях разброд и шатание, не разложила по полочкам.
А в Красном&Белом лучшее из читаного к.-л. о демократии/выборах/Парламенте/пр. :)) Это не гротеск, не карикатура, но более злобного и при этом умного/едкого описания я в жизни не читал.
Монархистов, впрочем, тоже не пощадил. С пламенными республиканцами мягче всего обошёлся.
При этом лирическая линия невероятно хороша с безукоризненным чувством меры.
Странный и оч. любимый писатель.
Не знаешь иногда что от времени, что от личности.
Там Маска (или Моско), который, вроде, муж герцогини главной – очень хороший. Я его полюбила.
А ещё меня как-то чуть из поезда не высадили на белорусской границе за эту книгу. Погранец хвать её с верхней полки, а она 1959 года издания. А по правилам младше 1961, что ли, нельзя… Вот, говорит,запрещено такое возить, опасная книжка. Во, думаю, попала (я же не знала тогда о политической подоплеке книги, которую вы сейчас раскрыли). “Возьмите её себе, – говорю, – я добровольно сдаю,”. Он пошептался с кем-то, сходил куда-то и рукой на меня махнул. Вот так я чуть не стала контрабандисткой из-за этого Фабрицио дель Донго..
Граф Моска. Интересно, что я совершенно не помнила фильм, не помнила героев, даже Жерара Филипа не запомнила. А что Моска – благородный, помню.
Эта сраная власть за тобой как свора злобных мойдодыров гоняется, даже в “Пармской обители” от неё не спрятаться 🙂
Да не говори, так я до “Курочки Рябы” скоро доберусь.
Для этого даже термин есть: актуализация классики, меня в десятом классе научили, когда я трактовал в современном духе все, начиная от стихотворения А. Блока “Поэты” и до поэмы М.Лермонтова “Демон”. Попробуйте-ка толковать “Демона” в актуальном для развитого социализма духе! а у меня как-то получалось, не помню деталей.
Эх, послушать бы сейчас 🙂