Повторение пройденного

Выдержки из январской петиции рабочих 1905 года, попытка вручить которую кончилась Кровавым воскресеньем.

“…Весь народ отдан на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, совершенно не только не заботящегося об интересах народа, но попирающего эти интересы. Чиновничье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели. Мы не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят. Народ лишен возможности выражать свои желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их.

…Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Не отталкивай его помощь.

…Нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности, – в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии.

Необходимы:
I. Меры против невежества и бесправия русского народа.
1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения.
2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
3) Общее и обязательное народное образование на государственный счет.
4) Ответственность министров перед народом и гарантии законности правления.
5) Равенство перед законом всех без исключения.
6) Отделение церкви от государства”.

С этой петицией, как известно, 140 тысяч человек с разных концов города отправились к батюшке-царю. Часть по дороге была расстреляна правительственными войсками, оставшиеся в живых разбежались. Часть – из Невского района и Колпино – добралась до Дворцовой площади. Офицеры, командующие там заградотрядами, не стали отдавать приказ об огне на поражение и разрешили людям пройти.
Чтобы передать петицию, ждали несколько часов. Здесь же тусили просто любопытные зеваки. На деревья залезли вездесущие мальчишки, поглазеть, как царь будет принимать у народа челобитную. Вместо царя появилась рота Преображенского полка и выстроилась напротив толпы. После двух залпов люди побежали в сторону Адмиралтейского проспекта. Их преследовали казаки, избивая нагайками и топча лошадьми.

Всего за этот день, по официальным данным, было убито 130 и ранено 299 человек, газеты сообщали о 1000-1200 убитых. Некоторые источники называли 3-4 тысячи (позже не подтвердилось).

Рерих писал через несколько дней: “В Александровском саду убито от пятнадцати-тридцати случайных детей. Больницы все переполнены. По частным подсчетам, пострадало до трех тысяч человек. Все смешалось. Чисто рабочее движение слилось с революционным. Теперь еще присоединился произвол генерал-губернаторства и возроптали даже самые «почтенные» и увешанные «отличиями» старцы… Ежедневно новые случаи нападения на улицах казаков на студентов и даже гимназистов. Сын В.И. Зарубина еле убежал от удара шашки, выходя из гимназии. Двоюродный брат жены Митусов, проходя по улице, был бит казаками по приказанию офицера…”

(Особенно впечатляет поэтому в наши дни появление общества “Казаки Санкт-Петербурга”.)

Через пять дней с обращением выступила православная церковь.

“Вот уже скоро год, как Россия ведет с язычниками кровопролитную войну за своё историческое призвание насадительницы христианского просвещения на Дальнем Востоке <…> Но вот, новое испытание Божие, горе — горшее первого посетило наше возлюбленное отечество. В столице и других городах России начались стачки рабочих и уличные беспорядки…
Преступные подстрекатели простых рабочих людей, имея в своей среде недостойного священнослужителя, дерзновенно поправшего святые обеты и ныне подлежащего суду Церкви, не устыдились дать в руки обманутым ими рабочим насильственно взятые из часовни честный крест, святые иконы и хоругви, дабы, под охраною чтимых верующими святынь, вернее вести их к беспорядку, а иных и на погибель.
Труженики земли Русской, люди рабочие! Трудитесь по заповеди Господней в поте лица своего, памятуя, что нетрудящийся недостоин и пропитания. Берегитесь ваших ложных советников <…> они суть пособники или наёмники злого врага, ищущего разорения земли Русской”.

Через 10 дней Николай II принял депутацию рабочих из 35 человек. “По заранее намеченным спискам полиция и жандармы хватали наиболее благонадежных, обыскивали, переодевали. Окруженных сыщиками, запрещая переговариваться, их привезли в Царское Село”. (С)

Николай зачитал по бумажке, в том числе, следующее: “Мятежною толпою заявлять Мне о своих нуждах — преступно. <…> Я верю в честные чувства рабочих людей и непоколебимую преданность их Мне, а потому прощаю им вину их”.

Вот так легко и непринужденно властью была организована революции в России.

You may also like...

45 Responses

  1. old_greeb says:

    Насколько же не изменились ни попы, ни чиновники.

  2. polenova says:

    Николаевское правительство было на редкость талантливым и умным. А так же гуманным. Современные пока по толпе не стреляют.
    Рабочий класс-то как изменился с 1905-го года! В отличие от тогдашних питерских рабочих современному Уралвагонзаводу ничего из списка требований не нужно..

    • tanyamay says:

      В правительстве, тем не менее, были умные люди. Гораздо больше, чем сейчас. Но достаточно найтись паре деятельных идиотов-силовиков, и история начинает галопом сказать совсем по другому пути.

      • polenova says:

        Там были не только идиоты-силовики. Там была цепочка совершенно губительных решений на которые умные люди повлиять не могли.
        Нынешний аппарат умом явно не блещет, но для сценария 1917 года не хватает мировой войны (слава богу).
        Да и народ в своей массе не очень-то возмущен, не нужна ему свобода.

        • tanyamay says:

          9 января? Какая там особая цепочка. Все были растеряны, никто расстреливать толпу не собирался. Николай свалил в Царское. Дядюшка Владимир решил проявить твердость и разогнать быдло.
          Да, накал еще не дошел. Мы сейчас где-то в периоде Александровской реакции находимся. Пролетариата, кстати, тоже практически нет.

          • polenova says:

            Я имела в виду от 9-го янваея до 17 года. 9-е января было только началом, еще можно было избежать революции.

          • tanyamay says:

            Ой, не знаю. По-моему, после такого эпикфэйла, как стрельба по собственным гражданам в массовом количестве… Хотя если бы пожертвовал дядюшкой скинули на копья Матвейку-царевича, отмежевался бы от происшедшего да поспешно ввел бы хоть часть послаблений… Хотя все равно сомнительно.

          • polenova says:

            Никто не знает… Но дальше было только хуже. Их как будто рок вел. Но в рок я не верю, а вот в глупость – верю. Зато он теперь святой РПЦ, мученик. Почему-то мне его совершенно не жалко. Детей жалко, а его – нет. В то страшное время есть кого пожалеть. И мучеников хватало. даже с излишком.
            Историю никто не помнит, “никого еще опыт не спасал от беды”.

          • tanyamay says:

            Мне жалко. Дурак дурацкий, тряпка, ничтожество, но просто по-человечески жалко.
            Мученик, конечно, из него никакой. Лучше бы врача Боткина, который из-за своей порядочности погиб, к лику святых причислили. А уж Аликс с Никки совершенно не за что.

          • polenova says:

            Зарубежная РПЦ, вроде, причислила, но у них там разногласия. На зарубежных иконах Боткин есть, на советских и российских – нету. Нет, мне не жалко Николая. Мне и Марию-Ануанетту не жалко. Глупость не должна быть наказуема так страшно, но если глупость повлекла такое количество смертей и несчастий, то, раз он святой – получил по заслугам. Дело, конечно, не только в нем, но российская история впечатляет. Не знаю, когда это началось, не с Кровавого Воскресенья, раньше. С декабристов, которых даже повесить толком не сумели, с мести Николая I женщинам. Российская власть удивительно умела делать из своих противников героев и мучеников. Об этом писали многие историки, современные хоть бы Эйдельмана прочитали… Но нет, печатным шагом наступим на те же грабли. Меня всегда поражало в “Былом и думах” Герцена ( я очень люблю эту книгу, и всегда нахожу в ней что-то неожиданное), как из невинных студентов, которые пили пунш и болтали – сделали революционеров. Их разбудили не декабристы, их разбудили власти. А стал бы Герцен математиком, как и хотел, и история пошла бы иначе.
            Власти в России – сон разума, и не сто лет, а как минимум 200.

          • tanyamay says:

            Историю со студентами я тоже запомнила.
            А про РПЦ говорить даже тошно. Мне только факта, что константинопольская причислила мать Марию к лику (или как это там правильно называется), а наши козью морду сделали, уже достаточно.
            Эти тоже ничему не научились, а туда же, в пастыри лезут.

          • polenova says:

            А пролетариат сейчас вполне есть, но он несколько изменился, и вряд ли хочет свободы и просвещения. 70 лет советской власти и лихие 90-е не прошли для пролетариата даром.

    • mkay422 says:

      Рабочий класс сейчас в твиттер пишет петиции.

  3. alpolish says:

    Очень, очень многих возбуждает запах крови.
    Когда же тут думать-то.

  4. juan_gandhi says:

    Столетие пустяк.

    • tanyamay says:

      Это-то и удивляет. Вроде еще не должно забыться, как же выводов не сделать.

      • sempre_idem says:

        не в тему. а я сегодня пополнила знание.
        про православных байкеров знала. про таких же журналистов и рокеров узнала недавно, сделалась изумлена.
        но вот что православные неверующие есть, совершенно обескуражило 🙂

        • polenova says:

          И их 50%. Кто эти люди?

          • sempre_idem says:

            Не знаю. вообще, к старости глупею. то ли личностные заморочки, то ли наносное, и тревожиться не о чем.
            Чего в стране творится, не осмыслю.
            Потому не могу для себя решить: хорошо или плохо – “православные неверующие”. К просто атеистам отношусь нейтрально, как, скажем, к рыжеволосым или филателистам. А к православным таким же – решила: как к пердюмоноклю.
            Семантика не даётся. Выждать решила. Может, знак какой будет.

          • polenova says:

            Это, видимо, те, которые, куличи на пасху жрут, но лба не перекрестят. Хотя – какие ж они православные?
            Мне тоже семантика не дается.

          • sempre_idem says:

            а может, “православные” – маркёр, во что, собственно, не верят 🙂
            тогда подозреваю существование и других неверующих 🙂

          • l_i_d_y_a says:

            У нас ведь любят подчеркивать, что православие – часть культуры, повлиявшая на формирование русской культуры вообще. И это действительно так. Но это означает, что у собственно верующих нет монополии на православные традиции. Вот те самые куличи и яйца – для многих это просто часть их родной культуры. Не хуже и не лучше, чем новый год. И мне кажется, они имеют на это право. Вот именно, куличи жрать, а лба не крестить.

            То есть православие как культурный код, а не как религия.

          • polenova says:

            Все это мило, но куличи не имеют отношения к православию, как и масленницв, это адаптированые праврславием языческие праздники. Как и новый год. С новым годом сложнее. Новый год – это традиция католического Рождества, тоже языческого, с Санта-Клаусом, но у Санта-Клауса были христианские корни, или ему их потом приписали, но в Европе это святой Николай. Советская власть поменяла календарь, но отменить праздник Рождества было сложно, вот и перенесли елку на Новый Год, а святого Николая поменяли на деда-Мороза. Интересно, как РПЦ сейчас выкручивается? Ведь до 7-го января ( до Рождества) – пост, а народ пьет к этому времени уже вторую неделю.

          • l_i_d_y_a says:

            По-моему, как раз имеет. Любая религия, когда ее начинает исповедовать достаточное количество людей, перестает быть духовной практикой, а обрастает массой бытовых обычаев и подробностей. И их могут ценить и сохранять даже те, кому собственно религиозная практика не близка.

          • tanyamay says:

            Знак ей. Вот ужо планета налетит на небесную ось, чем тебе не знак.

          • sempre_idem says:

            да уж вроде торкнулась…

      • через сотню-то лет? мне кажется, через десять уже не помнят ничего, сто лет – этого как бы и вовсе не было

        • tanyamay says:

          Для отдельного человека – да, конечно. Но теоретически у власти должны же быть эксперты, историки там всякие. Ученые, хвостом их по голове. Которые, если что, носом и потыкают. Теоретически.
          Ай, только расстроилась.

  5. tankar says:

    а год-то уже почти 13й, а там и до 17 недалеко

    • tanyamay says:

      Первой революции еще не было. Когда артиллерией разгромили жилые кварталы, часть народу постреляли, часть посажали, и, обосрамшись, дали конституцию и мешок послаблений.

  6. reader59 says:


    1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения.
    2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
    3) Общее и обязательное народное образование на государственный счет.
    4) Ответственность министров перед народом и гарантии законности правления.
    5) Равенство перед законом всех без исключения.
    6) Отделение церкви от государства”.

    Ну хорошие идеи, да.
    Но отработанные: все это было впоследствии более или менее реализовано, и счастья не добавило никому.
    Вообще, предкам в первой половине 20 в. было просто: имелась целая куча красивых, и при этом не проверенных на практике, социальных идей.
    Где их брать сейчас – непонятно, а без них – какая революция?

    • tanyamay says:

      Кому как. Кому и кобыла невеста. А мне так вот очень нравится реализованное народное образование. И результат был неплохой. (Насчет плохого образования в Союзе лучше не начинайте – могу быть грубой.) А уж как мне нравится отделение церкви, не выразить словами. И тоже результат был отличный.

      • reader59 says:

        Хорошее”, “плохое”… Главное – хвост непрактичное. Образование оно ведь прежде всего социализация, коя, по нынешним временам и при желании играть в современные игры, включает в себя в том числе и грамотное электоральное поведение. Наши грамотеи себя демонстрируют третий десяток лет, краше некуда.
        Насчет “реализованного отделения” вопрос очень, очень спорный. Особенно после 1943 г. Опять же, если и оно было, то не отделение, но замена одной церкви на другую, коммунистическую: столь же глупую, да вдобавок еще и не имеющую двухтысячелетнего опыта морочения голов.
        Ну и какой, опять же, практический толк в отделении школы от церкви, если религиозную индоктринацию, абсолютно необходимую не менее чем 80% автохтонов, – иначе они добро от зла по скудоумию отличить не в состоянии, – заменить оказалось, кроме того же коммунизма, решительно нечем?
        А все оттого, что нет идей. Христианство скончалось лет 150 тому, коммунизм – 50, а одним Маммоной жив, наверное, не будешь.

        • doldonius says:

          В том и недостаток религий как способа вколачивания морали в смердов, что она привязывает правила игры в социуме к всякой посторонней шелухе. Порвала бомба помазанника божьего на такие же клочки, как последнего крестьянина в окопе, не случилось коммунизма в 1980 — всё, привязанные к божественностям и светлым будущим общественно полезные самоограничения у 80% распались.

          А в Китае и посейчас “лишенный восьми [конфуцианских доброделей]” самое обидное ругательство.

          • reader59 says:

            Ну так лучшего ведь не придумали. То, что сейчас потихоньку заменяет религии на Западе, отличается от них не больше, чем коммунизм.

  7. samavara says:

    Прошло сто лет, приехали обратно.

  8. ssnumrik says:

    Читая Левандовского, подумала как мы похожи на Россию Александра 1. Но точность совпадения петиции 1905 года с сегодняшними болевыми точками поражает, да.

Leave a Reply