Как же мне это…

Как же мне это интервью на глаза ни разу не попалось.

“Мы были обречены. Только мама работала и получала рабочую карточку. Остальные были «иждивенцы». Осень мы протянули, потому что ели кошек: отец с Аркадием их ловили, отец убивал их в ванной и разделывал. Тринадцать кошек. Последним был микроскопический котенок, который был так голоден, что бросался на протянутую руку и пытался грызть пальцы… Я думаю, в феврале мы бы умерли все. (На нашей лестнице было 24 коммунальные квартиры, в живых там оставалось, кроме нас, еще три человека.) Но тут от Публичной библиотеки, где отец работал перед войной, была отправлена в эвакуацию, в город Мелекесс, очередная группа уцелевших сотрудников, и на семейном совете решено было, что отец с Аркадием поедут с этой группой, а мы с мамой пока останемся здесь – ибо совершенно ясно было, что я эвакуации не выдержу. Это был конец января. Отец и Аркадий оставляли нам свои карточки на февраль – в них и было наше спасение: лишние 250 граммов хлеба в день. Они уехали и – пропали. Мама ходила в Публичку, писала в Мелекесс, все было безответно и безнадежно. Только в апреле пришла страшная телеграмма: «Стругацкий Мелекесс не прибыл». Это был конец всем надеждам. Мы с мамой остались одни. Отец умер в Вологде 4 февраля 1942 года. Похоронен в братской могиле. Из целого вагона эвакуированных выжил один человек – Аркадий. Остальные умерли от холода и заворота кишок – в Кобоне их, дистрофиков, накормили от пуза кашей и хлебом и отправили в Вологду в дачном вагоне по тридцатиградусному морозу. Аркадий выжил”.

То есть понятно, что все люди этого поколения и их родители, практически каждый, пережили страшные вещи. Но Аркадий с Борисом всегда с таким легким юмором писали, с такой снисходительностью к человеческим слабостям, что совершенно с ужасами двадцатого века не ассоциировались. А может, наоборот, именно потому они такими и стали. У меня отец из той же породы людей был, и тоже хлебнул. Только почему одни вырастают в Стругацких, а другие в какого-нибудь Проханова, вот загадка природы.

P.S. Вспомнила чего-то. Недавно водила компанию молодых ребят, от 20 до 25, по дворам. Что-то там рассказывала, они хихикали, обнимались, вроде как даже слушали, и наконец мы зашли во двор, где было много кошек. Одна девочка, решив поддержать беседу, сказала, что кошка – символ Петербурга, потому что у нас их всегда было много. А я на автомате ответила, что да, конечно, если не считать блокадных дней. Тут возникла пауза, все недоумевающе на меня воззрились, после чего удивленно спросили: “А где же кошки были в блокаду?”

54 Responses

  1. shultz_flory says:

    Становится понятно, откуда взялся Ташлинск и “Поиск предназначения”.

  2. gostya says:

    Это – порода. Или природа.

    • tanyamay says:

      Да я уже давно подозреваю, что версия насчет выродков – гениальное озарение.

      • tan_y says:

        а что это за версия?

        • tanyamay says:

          У Стругацких в “Обитаемом острове” были люди, на которых не действовало информационное облучение. Очень небольшой процент, но они могли ясно мыслить, когда остальные в верноподданических корчах бились. Местная госбезопасность опознавала их по головным болям во время усиления облучения и называла выродками.
          Вы почитайте. Это очень умная повесть.

          • tan_y says:

            да я все читала, но забывала, теперь только по делу читаю. Спасибо.

          • gekkkon says:

            может быть, оно всё более по делу.
            знаю много народу, у кого голова в Москве болит и через полчаса в подмоскве не болит — и без всяких “башен ПБЗ”.
            некоторые от этого дела под землю лезут, в брошенные выработки. там, говорят, “не жужжит”.

  3. sangria_s says:

    Спасибо. Я люблю Стругацких, но этого интервью никогда не видела. Для меня это многое объясняет.

  4. ilraf says:

    Ух ты! Не знал, что Стругацкие родом из Херсона…

  5. sanshadow says:

    Горячо рекомендую автобиографию, увы, не помню, как именно называется. Интервью – только крупинка.

    • tanyamay says:

      Спасибо большое, я пороюсь в инете.

      • sanshadow says:

        буду рада, если понравится)

      • e_smirnov says:

        видимо, имеются в виду “комментарии к пройденному” БНС
        еще в прошлом году самой интересной книжкой, которую я прочел, было оффлайн-интервью БНС – его кто-то скачал и перевел в формат, чтоб с телефона читать. если печатать, поди, тома три выйдет

  6. anaidyus says:

    Огромнейшее спасибо за эту ссылку!

  7. sonya41 says:

    спасибо большое.

  8. savanda says:

    В “Поиске предназначения” обжигающие страницы про блокаду. Герой выходит из дому, во дворе мертвая женщина и шевелящийся сверток. Идет обратно через пару часов – сверток замолк.

  9. 141840 says:

    Да, да, про эти поезда с блокадниками я читал у Астафьева в “Последнем поклоне”:

    ” На станции отцепили от поезда, идущего с эвакуированными из Ленинграда, ледник, набитый покойниками. Ближний Березовский совхоз выделил подводы и возчиков, мы наряжены были им в помощь.
    Я не стану описывать те похороны — о таком или все, или ничего. Еще живы ленинградцы, перемогшие блокаду, и я не могу присаливать их раны, ковыряться в кровоточащем сердце, пусть и чернильной ручкой.
    Похоронами я был не просто раздавлен, я был выпотрошен, уничтожен ими и, не выходя на работу, отправился в Березовку, в военкомат — проситься на фронт.”

  10. Даже интервью читается как художественное произведение.

  11. obormotkina says:

    Потрясающее интервью, спасибо!

    А что Вы отметили юным недоумевающим?

    • tanyamay says:

      Сказала, что съели. А что еще скажешь.

      • rochele says:

        Моя бывшая начальница всю блокаду, выходя из дома, уносила своего кота с собой в рюкзаке – боялась, что соседи съедят, если оставит. Кот, ясное дело, в рюкзаке шевелился, и однажды ее чуть не растерзали на улице – решили, что она поросенка тащит.
        Спасибо за ссылку. Моя бабушка всю блокаду провела в Ленинграде. Никогда ничего не рассказывала.

  12. jaljustrelka says:

    Спасибо большое за ссылку!

  13. tima says:

    кошки… если бы.

    дядя моего отца – всю блокаду малым пережил – рассказывал. Я слушал и от тех рассказов волосы стыли у меня на голове, кожа сжималась, и все казалось, что я что-то не то услышал. Такого ж не может быть просто.

  14. gxachaturov says:

    “одни вырастают в Стругацких, а другие в какого-нибудь Проханова, вот загадка природы.”

    Это действительно необъяснимый феномен. Всю жизнь прожил под обаянием лучезарного творчества Юлия Кима, “спой, и даже если нету ни таланту ни фальцету, все равно как можешь, так и пой“, но только через четверть века после первого знакомства узнал, что его отца растреляли в 37-38.

  15. macide says:

    спасибо огромное за ссылку.

  16. jewel_elf says:

    да… даже стыдно стало за 25 летних … таких как я…
    но я всё же склонна думать, что это воспитание… что это общение с родными… интерес…
    с детства прививается.
    грустно…

  17. spb_zaika says:

    Спасибо за ссылку.

  18. massaraksh10 says:

    Спасибо за ссылку.

  19. hanomag says:

    Действительно, фантасты.

  20. smoopsy_poo says:

    Да, вот эта сцена с лисом и счастливым мальчиком в “Поиске предназначения”, она особенно врезается в память. Спасибо за ссылку. Обязательно поищу автобиографию.

  21. Я это интервью тоже не видела, но на самом деле по “Поиску предназначения” было понятно. “Но это же надо. Прожить жизнь, похоронить брата и только тогда рассказать, примерно одновременно в интервью и в “Поиске предназначения”.

  22. sasmok says:

    а вот у меня блок на войну. не могу, физически не могу ничего читать. страшно. быть раздавленной страшно.

  23. lab_cat says:

    Можно я на эту запись ссылку вконтакте дала?

  24. ndemidov says:

    Мой отец вспоминал, что из 15 эвакуированных из Питера в вологодскую деревню выжили три человека. Причина та же – дорвались до еды и наелись до смерти. Неужели некому было предупредить, что дистрофиков надо кормить постепенно, под контролем. А кому в деревне контролировать? Чего спрашиваю, и так все понятно. Такая страна – тут забыл, там опоздал.

    • tanyamay says:

      Для этого врачи нужны, чтобы предупредить… Откуда обычным людям знать, наоборот, хотелось накормить истощенных поскорее да покалорийней.

  25. katichka says:

    Вот умеешь ты выложить…
    Спасибо!

  26. irka10 says:

    Намек на это есть в “Граде Обреченном”. И там же, впервые для меня, прозвучало что блокада это не только страдания и героизм. Это еще и преступление командования. Тех, кто раз не сумели эвакуировать население (да и не особо пыталися), обязаны были сдать город. Меня тогда эта мысль просто поразила…
    Спасибо за ссылку, очень интересно.

  27. mbla says:

    Так ведь одного в детстве бьют, и он всю жизнь ненавидит насилие, а другого бьют, и он потом бьёт в свою очередь… И почему?

    • tanyamay says:

      Хорошая параллель, но почему-то это меня не так удивляет.

      • mbla says:

        конечно. От, что Вы прочитали, ощущение невозможности понять, как человек вообще может это перенести и жить дальше…

        Тарзаниссимо выжил в блокаду, благодаря тому, что ел крыс, сидел и норки, и молотком. Ему было 11. Мама его умерла, потому что отказывалась… А хлеб он ей отдавал. И кровь пил крысиную…

  28. kolibry108 says:

    Мороз по коже от таких воспоминаний. Но могу добавить, что во время искусственного голода в Украине, когда вымирали целыми деревнями, соседями моей бабушки были…людоеды. Мать и взрослый сын. Заманивали , убивали, разделывали и делали из мяса жертвы пирожки. Маму и сестер ее не съели лишь потому, что девочки были до прозрачности худы. Худы, как крылья бабочки. Не выдумано. Жестокая жизнь…

  29. tekkely says:

    Меня в ранимом подростковом возрасте краешком воспоминаний деда задело. Да даже не воспоминаний, а так, отговорок-приговорок. Хватило, чтобы перестать есть свинину.
    И разум мирный, домашний со страшной силой старается забыть и вычеркнуть, потому что если постоянно помнить – с ума сойдешь…
    За ссылку спасибо.

  30. brat_egoriy says:

    Аркадий с Борисом всегда с таким легким юмором писали, с такой снисходительностью к человеческим слабостям

    Люди, пережившие блокаду, удивительны! Они отличаются от остальных окружающих каким-то потрясающим оптимизмом и прекраснодушием. И это в достаточно преклонные годы! При этом все они практически не подвержены каким-то сереьзным хроническим заболеваниям: все сухощавые, подвижные, с удивительными глазами. Они у них – ЖИВЫЕ! Что просто сражает наповал после огромного количества тусклых, невыразительных, “стеклянных” глаз подавляющего большинства.
    Я очень уважаю блокадников и всегда люблю с ними общаться.

    • tanyamay says:

      Да со стариками вообще интересно. Им, как правило, всем есть что рассказать.

      • brat_egoriy says:

        Ну, последнее – не факт. Есть и среди стариков совершенно унылые, непотребные люди, которые слушают только себя и с удовольствием рассказывают всем окружающим как им было раньше хорошо и как теперь им плохо. При этом забывая о том, что день сегодняшний они сами себе создали еще вчера и позавчера. Я люблю общаться именно со стариками “информативными”, которые действительно прожили насыщенную, интересную жизнь. Например, в кругу моих знакомых есть совершенно обалденный дядька (язык просто не поворачивается назвать его дедом) – который был ассистентом у Вольфа Мессинга, у него – два высших образования (физмат и философский), при этом он еще самостоятельно изучал биологию (на вполне серьезном уровне), а работал старателем. Победил собственными усилиями рак. И при всем этом сохранил просто фантастический оптимизм и жизнелюбие.

Leave a Reply