Читала мемуары дочки Кустодиева. Пишет…

Читала мемуары дочки Кустодиева. Пишет про дядю:

“Михаил Михайлович, по профессии инженер-технолог, в начале 1922 года собрал по частям, покупая их на рынке, мотоцикл. Долго возился с ним и, наконец, торжественно выехал, но… доехал только до угла Введенской и Кронверкского. Там мотоцикл взорвался. Вернулся Михаил Михайлович молча, с двумя мальчишками, несшими остатки мотоцикла. Смеху было много. «Мишель попал в аварию!» — трунил тогда папа”.

Что-то, думаю, мне это напоминает…

“Однажды он вывел во двор, как барана за рога, мотоцикл, составленный из кусочков автомобилей, огнетушителей, велосипедов и пишущих машинок. Мотор в полторы силы был вандереровский, колеса давидсоновские, а другие существенные части уже давно потеряли фирму. С седла свисал на шпагатике картонный плакат “Проба”. Собралась толпа. Не глядя ни на кого, Виктор Михайлович закрутил рукой педаль. Искры не было минут десять. Затем раздалось железное чавканье, прибор задрожал и окутался грязным дымом. Виктор Михайлович кинулся в седло, и мотоцикл, забрав безумную скорость, вынес его через туннель на середину мостовой и сразу остановился, словно срезанный пулей. Виктор Михайлович собрался было уже слезть и обревизовать свою загадочную машинку, но она дала вдруг задний ход и, пронеся своего создателя через тот же туннель, остановилась на месте отправления — посреди двора, ворчливо ахнула и взорвалась. Виктор Михайлович уцелел чудом и из обломков мотоцикла в следующий запойный период устроил стационарный двигатель, который был очень похож на настоящий”.

Продолжаем читать Кустодиеву:

“После этого неудачного эксперимента Михаил Михайлович не угомонился. Решив собрать автомобиль, он в 1925 году опять стал ходить на Сытный рынок, копался в старых, ржавых деталях, покупал какие-то шестерни, купил мотор. Из фанеры соорудил кузов, выкрасил его в светло-серый цвет. В прозодежде, с горящей паяльной лампой дядя ходил по квартире… Кузов он монтировал прямо на диване красного дерева. «Миша! Побойся бога!» — робко протестовала мама, любившая нашу старинную мебель. «Вещи для меня, а не я для вещей!» — отвечал он сурово, направляя гудящую лампу на спинку дивана…”

Правда, Михаил Михайлович не отвлекался на политическую деятельность, поэтому, наверное, семейство Кустодиевых на собранном автомобиле даже покаталось.

Жаль, что практически выродилась эта мужская жажда собирать чудеса техники собственными руками из всякого барахла. У меня все детство прошло под знаком кустарничества. Вечно отец что-то сверлил, паял и строгал. И мотоцикл не мотоцикл, но телевизор, небольшой милый франкенштейн, долго нас еще радовал.

You may also like...

35 Responses

  1. slapsh says:

    Когда читал первую цитату, отвлекшись, что это дядя Кустодиева, судорожно вспоминал, как же зовут товарища Полесова.

    К вопросу о домашних мастерах. Терпеть их не могу. Вечно в квартире у них куча недоделанного барахла — мебели, каких-то устройств и тп. И вокруг всего этого — бедная жена и дети 🙂

    • tanyamay says:

      У нас было просто. Отец сделал себе небольшой закуток, что-то вроде чулана, но без двери, и там все оборудовал. Так что никому не мешал. И я все это очень любила. До сих пор помню, как он меня паять учил.

      • osipof says:

        Было недавно 40 дней одному такому умельцу, который любил поювелирствовать с паяльной лампой на кухне городской квартиры. И сгоревшую квартиру скоро отремонтируют.

      • slapsh says:

        Ну, возможно, ваш отец был из тех немногих, которые доделывают свои изделия до конца. У меня вот бывший коллега такой. Это уникальное явление. Обычно же, куча хлама и отрицательные величины на выходе. Очень не люблю таких 🙂

        • tanyamay says:

          Отец у меня все доделывал, безусловно.
          Но даже когда куча хлама и отрицательные величины – это лучше, чем футбол и пиво.

          • slapsh says:

            Как вы… про футбол-то с пивом 🙂 Хотя, я вот футбол терпеть не могу.

            Так вот о чем это я. У процесса вымирания народных умельцев есть и обратная сторона — люди, что называется гвоздь в стену вбить не могут. Моя квартирная хозяйка была потрясена, когда я починил искрящую розетку, например.

            Как-то все из крайности в крайность у нас 🙂

  2. osipof says:

    Будучи недавно в деревне, умилился на пацанов, которые с рычанием и подвыванием бегали по поляне держа перед собой куски палки с прибитой посередине консервной крышкой. Типа на мотоциклах. Городским такое уже в голову не придет (((.

    • tanyamay says:

      У меня ощущение, что городским просто даже бегать в голову уже не приходит. Разве что совсем маленьким, детсадовцам. Школьники после школы перед телевизором сидят и компьютерами.

      • osipof says:

        И это тоже. Правда в футбол-баскетбол активно на площадках играют. Дети гастеров.
        Осерчал. Подкачаю колесо и поеду на работу на велике, пусть это будет моя маленькая национальная пррограмма!

        • tanyamay says:

          Истину глаголешь. В Коломне зашла в один двор, заселенный не то таджиками, не то узбеками. Не видела такого много лет – полный двор детей, которые играют в прятки, скакалочку, мяч, качаются на самодельных качелях.

          • funny_kitten says:

            Я с работы хожу через территорию школы, там каждый вечер с весны до глубокой осени на площадках по паре команд в футбол гоняют. И так ещё народ слоняется у турников-снарядов. Правда, в этой школе есть спортивные классы, возможно, это именно эти дети.

  3. arimotozuka says:

    разве выродилась? компьютеры собирают, например.
    я вот лампы делаю и торшеры ибо девочка.

  4. yan says:

    Хм. Телевизоры любил собирать братец мой. Я лично предпочитаю грубые ремесла — а некоторые из моих собственных детей эвона прошлым летом на даче разобрали свои Нивы на части, вырезали им новые элементы корпуса из купленных огромных листов проката, сварили, вставили ходовые части, бензобаки и двигатели на место, а потом на этих Нивах и уехали.
    Не понимаем мы этих утверждений… как бишь… выродилась? Ха-ха-ха!

    • tanyamay says:

      С грубыми ремеслами у нас тоже все было ок. Почти всю мебель сам сделал. Не собрал из готовых деталей, а именно сделал. Подозреваю, вот в этом умении сварить суп из топора колымское детство проявлялось.

      По второму же пункту живо вспоминаются друзья, которые при словах, что дети стали меньше читать, бурно протестуют, указывая на своих очкастых задумчивых отпрысков 🙂

      • yan says:

        А на кого показывать? На посторонних детей? Очень хорошо: когда мы в деревне Мамонтово с моим старшим, нынче уже давно не ребенком, делали что-то в отцовском сарае, в другом сарае, напротив, деревенские мальчишки лет пятнадцати, в точности собрали мотоцикл из хлама, и он не взорвался, а отлично поехал, и мальчишки эти, хотя и вырастили, возможно, животы, наверняка любят и умеют всякую механику. Все нормально с этим делом. Не надо ля-ля!
        Роберт Грейвз, однако, которого я читаю сейчас в метро, пишет о своих родственниках: The Limerick Graves’s have no ‘hands’ or mechanical sense; but a wide reputation as conversationalists. […] The von Ranke’s seems to have little mechanical aptitude either. I find it most inconvenient to be born into the age of the internal-combustion engine and the electric dynamo and to have no sympathy with them: a bicycle, a Primus stove, and an army rifle mark the bounds of my mechanical capacity.

        Дело в том, видимо, что нынешние городские люди, как правило, не должны чинить двигателей внутреннего сгорания и динамок. Там обычно запрессовано. Но когда к этому появляется интерес или нужда, они не хуже других.

  5. spb_zaika says:

    Лет в 15 мой брат с такими же друзьями (старшему было вроде 17) собрали в деревне “тележку” на колесах, с рулем и двигателем от чего-то древнего. Оно у них ездило и даже поворачивало направо и налево, правда,с тормозами там были какие-то проблемы. В конце концов они заехали на нем в речку и оно безвозвратно сломалось.
    Было это лет 18 назад.

  6. Лет ..дцать тому назад была такая передача по ТВ, ” Это вы можете”, там всякие доморощенные кулибины представляли свои творения, я смотрела регулярно, интересно было)

  7. glukovarenik says:

    (бурчит в сторону)
    Жаль им, видите ли! Да приезжайте и забирайте!
    Хотя нет, своего не отдадим.
    Велосипед уже собран из руин, выкрашен в ослепительно белый и торжественно выкатан.
    Руины будущего мотоцикла стоят на балконе и я с ужасом жду возрождения сего Феникса.
    Не перевелись еще Кулибины на Руси! Особенно те, кто с инженерным образованием.

  8. snowps says:

    И сейчас таких “кулибиных” очень много – сужу по себе и по своему окружению. 🙂 Просто в те времена почти любое устройство было относительно легко собираемо руками, а ныне, во-первых, среднестатистическая сложность конструкций возросла во много раз (грубо говоря, классическое кустарное производство техники практически умерло – заводской уровень многих компонентов просто недостижим в домашних условиях), а во-вторых – множество самодельщиков переместилось в области, где не так явно видно результаты их деятельности (электроника, программирование и т.п.). В итоге творческая жизнь технарей переместилась в клубы по интересам и довольно слабо демонстрируется общественности – всё равно большинство случайных зрителей не поймут и десятой части того, чем эти люди хвалятся друг перед другом. 🙂

  9. gorokhova says:

    слууушай)
    ну вот весь этот крафт вокруг – он же из того же места растет…
    но когда мы были молодыми, я-то в совецкое время УУУУУУУ!
    )))

    • tanyamay says:

      Очумелые ручки? Отомобиль собирала? 🙂

      • gorokhova says:

        я? побойся бога, я на пинанине, а потом на гобое играла. когда карбид на стройке не взрывала)))
        занята была для отомобилей)

        • tanyamay says:

          Взрывала?! Карбид?
          Его же в лужу надо!

          • gorokhova says:

            ну. и он там прикольтно пузыриццо?
            а чо мы тогда взрывали? не помню)
            и дюбели прикольно грохали.
            вишь, старая стала, нету памяти-то)

Leave a Reply