А учиться надо у классиков…

А учиться надо у классиков, конечно.

“…Ангел мой, пишешь мне милую приписочку, что часто снюсь тебе во сне и т. д. А я об тебе мечтаю больше наяву. Сижу пью кофей или чай и только о тебе и думаю, но не в одном этом, а и во всех смыслах. И вот я убедился, Аня, что я не только люблю тебя, но и влюблен в тебя и что ты единая моя госпожа, и это после 12-ти лет! Да и в самом земном смысле говоря, это тоже так, несмотря на то, что ведь, уж конечно, ты изменилась и постарела с тех пор, когда я тебя узнал еще девятнадцати лет. Но теперь, веришь ли, ты мне нравишься и в этом смысле несравненно более, чем тогда. Это бы невероятно, но это так. Правда, тебе еще только 32 года, и это самый цвет женщины (зачеркнуто пять строк); это уже непобедимо привлекает такого, как я. Была бы вполне откровенна – была б совершенство. Целую тебя поминутно в мечтах моих всю, поминутно взасос. Особенно люблю то, про что сказано: “И предметом сим прелестным восхищен и упоен он”. – Этот предмет целую поминутно во всех видах и намерен целовать всю жизнь. Анечка, голубчик, я никогда, ни при каких даже обстоятельствах, в этом смысле не могу отстать от тебя, от моей восхитительной баловницы, ибо тут не одно лишь это баловство, а и та готовность, та прелесть и та интимность откровенности, с которою это баловство от тебя получаю. До свидания, договорился до чертиков, обнимаю и целую тебя взасос”.

“…Здесь цветов ужасно много и продают их кучами. Но я не покупаю, некому подарить, царица моя не здесь. А кто моя царица – Вы моя царица. Я так здесь решил, ибо, сидя здесь, влюбился в Вас так, что и не предполагаете. Теперь об интимном очень: пишет царица моя и умница, что видите самые соблазнительные сны <3 строки нрзб.> Это привело меня в восторг и в восхищение, потому я сам здесь, не только по ночам, но и днем думаю здесь о моей царице и владычице непомерно, до безумия. Не думай, что только с одной этой стороны, о нет, нет, но зато искренно признаюсь, что с этой стороны думаю до воспаления. Ты пишешь мне письма довольно сухие и вдруг выскочила эта фраза о самых соблазнительных снах (зачеркнуто десять строк); которой бы она не схватывала мигом, оставаясь вполне умницею и ангелом, а стало быть, всё происходило лишь на радость и на восхищение ее муженька, ибо муженек особенно любит, когда она вполне откровенна. Это-то и ценит, этим-то и пленен. И вот вдруг фраза: “самые соблазнительные сны” (зачеркнуто шесть строк); Позвольте, сударыня (зачеркнуто шесть строк); (ужасно целую тебя в эту минуту). Но чтоб решить о сне (зачеркнуто две строки); несмотря на то, что сердечко моей обожаемой женки (зачеркнуто полторы строки); Приеду и всё возьму. Анька, уже по этой странице можешь видеть, что со мной происходит. Я как в бреду, боюсь припадка. Целую твои ручки и прямо, и в ладошки, и ножки, и всю.
Твой весь Ф. Достоевский”.

P.S. Граждане, не волнуйтесь. Федор Михайлович все предвидел: “Пишешь: А ну если кто читает наши письма? Конечно, но ведь и пусть; пусть завидуют”.

You may also like...

36 Responses

  1. imke says:

    Когда б еще не знать реального контекста этих красот.

  2. vmarat says:

    Причём зачёркнуто не Достоевским, что характерно.

    • tanyamay says:

      Мудрая женщина. Не спалила в печке, а зачеркнула, да так, что литературоведы разобрать не смогли, не то что любознательные блогеры.

  3. iris_k says:

    Мне почему-то всегда неловко читать подобные интимные вещи…

    И вот интересно: Лев Николаич вполне осознавал, что все, даже самое интимное, им написанное, станет достоянием “потомков”. А Федор Михайлович, когда это писал, тоже понимал, что когда-нибудь оно будет опубликовано?

    • costes says:

      Вот мне тоже кажется, что фм был бы, мягко говоря, смущен фактом публикации этих писем.
      И да, про “изменилась и постарела” в 32 года – это премило, конечно. Да еще с таким намеком – дескать, удивительно и невероятно, но ты мне и так нравишься, голубка дряхлая моя))

      • Тогда именно так и было – в 16 лет девушка на выданье, в 30 матрона, в 50 старуха. Не надо мерить современными мерками.

        • costes says:

          Господи, ну я прекрасно это понимаю. Сейчас в 30 девушка на выданье, в 50 матрона, в 70 старуха, но и 70-летней неприятно будет услышать про “постарела”. Не в критериях дело. Он ведь это говорит не абстрактной тетке, а любимой или, по крайней мере, яростно желаемой женщине.

          • tanyamay says:

            Оryx права, тогда проще относились к таким вещам, и женщины тоже. Слово имело немножко другой смысл. Даже не смысл, а оттенок.

      • tanyamay says:

        Не могу сейчас найти, но он в каком-то из посланий ей писал, мол, а если прочтут, так и ничего страшного – пусть завидуют.

  4. Ф.М. баловник какой!
    (Зачеркнуто две строки) 🙂

  5. asnat says:

    да ладно, он ведь пишет:
    тебе еще только 32 года, и это самый цвет женщины (зачеркнуто пять строк)

    не старость! цвет

  6. domi_nic says:

    Видела я такого федормихалыча вживую, “как в бреду”, боящегося припадка до воспаления и до безумия…
    зачеркнуто много строк

  7. check_me says:

    извините меня, темноту темную, а кто первое писал?
    а они друг у друга не списывали? а то что-то похоже на…ээээ.. рерайтинг?
    а какая вокруг всего этого история?
    а на что ФМ намекает? что “муж твой думает, что это он тебя так заводит, но мы-то знаем, что ты обо мне фантазируешь”?
    да? или на что-то другое?

  8. tima says:

    Вот тебе классика

    Обратно пишу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря, ни о чем беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело.

    А ещё скажу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, что являетесь вы мне будто чистая лебедь, будто плывёте себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь… Только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул. Душа моя рвется к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо. Однако случилась у нас небольшая заминка… Полагаю, суток на трое, не более, а именно: мне, как сознательному бойцу, поручили сопроводить группу товарищей с братского Востока. Отметить надобно – народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком, так что ноги мои бегут по горячим пескам в обратную сторону, потому как долг революционный нас к тому обязывает. Еще хочу сообщить вам – дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идем по пескам и ни о чем не вздыхаем, кроме как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвеевна. Так что вот зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие…

    А еще хочу приписать для вас, Катерина Матвеевна, что иной раз такая тоска к сердцу подступит, клешнями за горло берет. Думаешь, как-то вы там сейчас? Какие нынче заботы? С покосом управились или как? Должно быть, травы в этом году богатые… Ну да не долго разлуке нашей тянуться. Еще маленько подсоблю группе товарищей, кое-какие делишки улажу и к вам подамся…

    А ежели вовсе не судьба нам свидеться, Катерина Матвеевна, то знайте, что был я и есть до последнего вздоха преданный единственно вам одной. И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде бы даже грустно, а может быть, оттого это, что встречались мне люди в последнее время все больше душевные, можно сказать, деликатные. Тому остаюсь свидетелем боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля демобилизованный красноармеец Сухов Федор Иванович.

  9. pepel says:

    *мрачно* Главное – Хармса не читать. А Достоевский в письмах более нормален и морален, чем в произведениях.

    • tanyamay says:

      Вот и мне он в письмах гораздо больше понравился. Хоть и напоминает иногда слогом старика Карамазова.

  10. ужас какой))
    пылкость чувств, это прекрасно, конечно, но стиль… просто Макар Девушкин какой-то, с усиленной эротической составляющей.
    маэстро, я не узнаю вас..
    впрочем, когда первый шок проходит, вот какая мысль возникает: в рукописном виде это было гораздо благозвучнее, и легче читалось… слишком насыщенный текст для печатного вида.

  11. mosomedve says:

    Троцкий тоже молодец был, писал жене: “Но сам я, весь,- помимо него,- с нежностью думаю о старой, милой пизде”
    http://lib.ru/TROCKIJ/letter.txt

  12. _niece says:

    Странно думать, что кто-то видел Достоевского в эротических снах. А написано даже мило – вижу, публике не понравилось, а по мне, так веселее, чем романы-то.

  13. karakal says:

    А нынче – когда “зачеркнуто”, то сразу тэг представляется. Ну и суть написанного сразу немного того.

  14. cherska says:

    хорошие письма
    жаль, что их опубликовали

  15. savanda says:

    ох, какой нездоровый угар. достоевский такой достоевский. у меня от его книжек гриппозные симптомы развиваются, что уж о письмах говорить. а представить себя адресатом и того страшнее.
    хотя немножко такого угара, конечно, хочется.

  16. oulitka says:

    Бедный Достоевский. Его и на том свете достают любопытные потомки.
    Как получилось, что такие письма были опубликованы?

    • tanyamay says:

      Как и со всеми классиками. Все, написанное гением, – достояние потомков. Тем более что он был не против.

  17. geddare says:

    нет, даже немного завидую супруге, которой писали такие письма, но вот не понимаю я подобного достояния потомков, должно же оставаться что-то личное.

  18. mbla says:

    Ох, и романы я его терпеть ненавижу, а уж письма…

Leave a Reply