Бедный Корней Иванович, желчность буквально…
Бедный Корней Иванович, желчность буквально его съедала. Кажется, перещеголял в этом даже Бунина. Как он страстно проклинает особняк Рябушинского – словно живое существо. “Откомхоз вновь ремонтирует бывший дом Рябушинского, и от этого дом сделался еще безобразнее. Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна – всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бесстыжее”.
Современники вообще модерн недолюбливали, Ахматова: “Литейный, еще не опозоренный модерном”, – но тут просто фонтан ругательств.
А я наоткрывала табов с фотографиями особняка – и оторваться не могу, даже совестно перед дедушкой Корнеем.
Что бы сказал К. И. при виде барселонского Эщампле, боюсь представить.
Это который Алексей Максимычу выделили? Я его очень люблю, с детишками там все время гулял, так как жил в 5 минутах ходьбы от. Не, неправ тут Чуковский.
Да, горьковский. Ну, К. И. частенько было, кажется, все равно что ругать.
почему-то вдруг вспомнилось “… бывают дни, когда встречаешь одних идиотов. тогда ты начинаешь смотреть в зеркало и сомневаться в себе … “. Я к тому, что может была причина ругани …. все равно чего … ?
Да как тут говорят, похоже он из-за великого пролетарского расстроился. Особняк-то как раз хороший, да и не один он такой в Москве. А в доме Мельникова вообще ни одной прямой линии нет, так что теперь?
Я вот скорее склоняюсь к тому, что seminarist ниже цитируют. Модерн ведь очень напористый стиль, особенно в этом особняке. Многие, наверное, особенно тогда, чувствовали, что не он для зрители, а зритель для него.
Ну, что-то в этом есть, это сейчас это чистейшей прелести образец, а тогда было что-то вроде Эйфелевой башни перед Всемирной выставкой. Но хоть и напористый, но все же последовательный и элегантный. Но да, не теремок.
Особняк Морозовых, тоже Шехтеля – гораздо больше и напористей. И стоит прямо рядом. По сравнению с ним у Рябушинского – скромный теремок.
Так мы соседи? Я жила в угловом доме улицы Алексея Толстого и Спиридоньевского переулка.
А особняк этот мы очень любили и специально в музей Горького ходили, посмотреть как он внутри выглядит – лестница там сказочной красоты. Благодаря тому, что там Горький сначала жил, а потом музей сделали “гадкий образец декадентского стиля” великолепно сохранился. Интересно, он сейчас обветшал или нет? Там снаружи мозаики были чудные.
Я жил на Новом Арбате в “Аптеке”, там сейчас мама живет. Так что по Ржевскому до особняка было пять минут. А две недели назад как раз жил в гостинице в Спиридоньевском пер, между Б. Бронной и Спиридоновкой (то есть, А. Толстого по старому стилю). С гордым названием “Марко Поло”, там он наверное останавливался по дороге в Орду.
Мозаики я там очень люблю тоже. Да и просто мимо люблю проходить, в тех кварталах много московского модерна.
Знаю я эту гостиницу, но только снаружи. При советской власти там гостиница ЦК была. А напротив, правее, дом с огромной аркой, которая на Спиридоньевский переулок выходит – я в нем жила. А где была на Новом Арбате “Аптека” – не помню, хотя училась я в 91-й школе, на Воровского ( тоже переименовали), у нас окна выходили на церковку, которая как раз на стыке Воровского и Нового Арбата. В соседнем доме была, кажется “Малахитовая шкатулка”, а рядом Дом Книги, его тоже из окна школы видно было.
На Спиридоновке модерна мало осталось, там же в 70-е правительственных домов понастроили.
Почти тридцать лет там прожила, а вот где жил сам Алексей Толстой имени которого была улица, так и не узнала. Мемориальная доска висела рядышком с особняком Рябушинского. С ним Горький каким-то флигелем, что ли, поделился? Рядом с доской была калитка, но я в нее никогда не заходила. Меня сам особняк завораживал.
Во-во, при заселении дают брошюрку с историческими фактами. До революции там был клуб, при советской власти гостиница ЦК. Там ночью до сих пор привидения с кислородными подушками шляются. Дом с аркой помню, а две недели назад как раз видел его из окна. У меня мама мимо него каждый день на Патриаршии ходит.
“Аптека” это как раз средняя башня, между “Ивушкой и “Мелодией”, а Дом Книги соответственно между Ивушкой и Малахитовой Шкатулкой. А уже потом 91 школа, там папа моего близкого друга преподавал математику. А из “Аптеки” как раз выходишь на Б. Молчановку, оттуда на Малую и по Ржевским прямо к Никитским воротам мимо скверика с памятником А. Толстому, что за церковью Вознесения. Сам-то по-момему в Москве и не жил совсем, он на даче в Барвихе время проводил, потом уехал в эвакуацию и там умер.
А в скверике я выгуливал всех своих детей и готовился к экзаменам, диплому, аспирантуре и защите. Так что в сени великих проходили дни мои.
Мы еще в этом скверике свиданья назначали, чаще деловые, а не романтические – он маленький и тихий, там и потеряться нельзя и поговорить удобно.
В гостинице при советской власти гостиницу ЦК в 70-е сделали. До этого там были довольно обшарпанные коммуналки, а про клуб я даже не знала. Там много забавных зданий. Если от Пушкинской спускаться по Южинскому переулку, который потом становится Спиридоньевским, было здание борделя. Над входом была надпись, то ли какая-то краска несмываемая, то ли плиткой выложено “ПРИВЕТЪ”. Советская власть надпись извести не смогла. А на улице красного графа поближе к Садовому Кольцу стоит копия какого-то вецианского особняка. Удивительный дом – бывшее йеменское посольство, может оно и сейчас там. На крыше огромная скульптура – лев терзает дракона. Особняк Саввы Морозова напротив тоже красавец и тоже должен был бы раздражать Чуковского псевдо-мавританским стилем.
В семидесятые прелесть этого места раскусило правительство и понаехали, сволочи, построили эти дурацкие башни из желтого кирпича. Рядом с Саввой Морозовым поселился Гришин, от нашего двора кусок оттяпало министерство обороны, там жил Гречко, на Большой Бронной – Суслов. Наш дом хотело оттяпать ГБ, чтобы там охрану расселить, но нам повезло. У нас горячая вода не была подведена и квартиры маленькие, так дом спланирован был. Вот от нас и отстали.
Спиридоньевский переходит в Палашёвский, а не Южинский, там при советской власти был маленький рынок, а теперь там тупик и какой-то забор. А домов там много прекрасных было. Испанское посольство, что напротив грузинского на Ижевском переулке, быв. Палиашвили. Вместо испанского там теперь таджикское с постоянной толпой мигрантов у входа, а грузины уехали и здание тихо осыпается. Оба здания с красивыми фасадами, колоннами. Рядом еще было посольство Ливийской Народной Джамахирии.
Дом Суслова помню, как же, там теперь мем доска висит, а тогда зловещим шепотом показывали пальцем. Там были двухэтажные квартиры, как говорили злые языки.
Ладно, мы тут хозяйке натоптали, она ж про Корней Иваныча хотела хорошее слово сказать.
Мы больше не будем.
(не было в доме Суслова двухэтажных квартир, у меня там приятель жил. И дал мне в 78 году Орвела почитать, “84 год”, ксерокс. Мама у меня этот ксерокс увидела, поинтересовалась, откуда дровишки, а когда узнала, что из дома Суслова, надолго потеряла дар речи).
С ума сойти, как тесен мир. Я в этом “Марко Поло” останавливался.
А про Вас я вообще почему-то думал, что Вы питерская.
Нет, я в этом доме родилась и из него же уехала.
А я подруг-студенток (замечу, коренных москвичек!) в этот дом на экскурсию водила. Он великолепен! Спасибо большое, что напомнили мне о моем обещании (думала мужу-питерцу расширить кругозор, пообещала и закружилась в делах). Теперь обязательно свожу. Дух Горького будет доволен, а дедушка Корней пусть не огорчается)))
Ах, какая прелесть этот особняк!!! Я до сих пор не знала о его существовании…
Спасибо вам (и Корнею Иванычу)
Пожалуйста )
В той версии текста, что у меня, «Откомхоз вновь ремонтирует бывший дом Рябушинского, где живет Горький, и от этого [проживания Горького? — F_G] дом сделался еще безобразнее…».
Всегда воспринимал этот пассаж как наезд скорее на Пешкова, чем на Шехтеля.
Ну не знаю. Сомневаюсь. Он, конечно, по адресу Горького прохаживался, как и по любому другому, но явно не ненавидел, скорее наоборот.
Ой правда какой-то нелепый этот дом, мне не понравился.
Я современную архитектуру тоже не признаю, вот эти, которые, стеклянные дуры.
А за скрюченной рекой В скрюченном домишке… ))
Ну, любил человек простоту линий, на вкус и цвет…) И я в этом особняке (внутри) дисгармонию ощущаю, какое-то странное расположение комнат и их пропорции, что ли. Хотя по отдельности каждое помещение восхищает, а детали – просто восторг. Списывала это на историческую ауру и поздние переделки, но может, и тогда подобное чувствовалось.
Как образец прекрасного и гармоничного московского модерна (в виде особняка) рекомендую дом купца Носова (имхо).
Да, Ильф тоже на “Нормандии” писал “Модерн мешает жить”. Видимо, во времена их молодости модерн был стандартным стилем “бахатого” новостроя и вообще “бахатого” образа жизни. Мы ведь видим только то, то осталось, а когда вокруг модерн на модерне сидит и ар нуво погоняет, да с каждым годом всё больше – взвоешь.
У меня в фб народ бьется так, что пыль стоит столбом – что имела в виду Ахматова. Не могла она, мол, ненавидеть модерн, потому что общалась с Бакстом и прочими. В том числе вспомнили интересную версию – А. А. писала о Большом доме на Литейном, а “модерн” – в смысле современный. Мне, впрочем, все это кажется за уши притянутым. Анна Андреевна была, в общем, консервативна.
Модерн — стиль эклектичный. Возможно людям, воспитанным на классике, он казался стилем недоучек. Примерно как в старом голливудском фильме про Клеопатру с Элизабет Тейлор — там Антоний и, кажется и Цезарь рассекают в брюках. Наверное, посмотри мы тот фильм, когда он только вышел, так обплевались бы из-за таких ляпов.
Обожааааю модерн!
да это он небось завидовал, что не он там живет! 🙂
О, у меня к вам вопрос по другой теме. Вчера в ФБ выложила фотографию “яичницы”, которую купил музей Фаберже. Все-таки как-то подтвердилось, что это фейк? Там у меня в комментах человек, утверждающий, что он в 2007-м лично детали от нее держал в руках и даже участвовал в изготовлении.
я ее выкладывала еще кучу лет назад, когда только информация о продаже прошла.
и на чисто интуитивном, знаточеском уровне, по мне – 90% что фейк
к тому же этот музей (в баден-бадене который ведь, да?) знаменит тем, что покупает фейки
Меня поражает, что за 8 лет никакое издание – ни наше, ни буржуйское – не заинтересовалось. Это же афера века, если фейк. Мильон баксов – за безделушку неизвестного автора. Даже блогеры не пытались копать.
Все-таки эстимейт сильно влияет на восприятие, мне тоже кажется, что дело не в модерне, а в Горьком, наверняка Чуковский у него та бывал, а у Рябушинского – вряд-ли
Там через пару страниц в дневнике – очень нежные, дружеские слова в адрес Горького. Он к Горькому хорошо относился, а что ругал периодически – ну так К. И. без этого не мог, он и детей ругал так, что дым шел.
Думаю, дело не в отношении к Горькому, а в отношении к проблеме частной собственности