Какая я все-таки дремучая гусыня…

Какая я все-таки дремучая гусыня. Даже не знала, что Бел Кауфман – внучка Шолом-Алейхема.
Но только посмотрите, какая она прекрасная. И это в 90 лет.
А если кто-то тут есть, кто не читал “Вверх по лестнице, ведущей вниз”, тот зря. Для учителей это, наверное, вообще библия, да?

Via papa_fittich

54 Responses

  1. nadezhda_nsk says:

    спасибо, очень люблю эту книгу.
    и фразу про let it be a challenge to you 🙂

    • tanyamay says:

      Забыла 🙁
      Надо перечитать, значит.

      • check_me says:

        у нас перевели как “И пусть это вдохновит вас на подвиг”
        сколько раз я порывалась сказать ее к месту, да никто не понимал ее подоплеки (не читали)

      • nadezhda_nsk says:

        когда в классе мела не было, того-сего, любые обращения к завхозу (?) или кто он там был, отфутболивались так: “воспринимайте это как вызов”.
        очень жизненно, и в наших реалиях тоже…

  2. marmir says:

    Сейчас ей вообще 100! А в прошлом году, в восрасте 99 лет, она стала самым старым профессором, нанятым на новую работу – в Хантер Колледж в Нью Йорке 🙂

    • tanyamay says:

      Интересно, где такие люди черпают силы. Неужели в самом деле – порода.

      • marmir says:

        Ну, сам Шолом Алейхем не слишком долго жил – до 60 не дожил! Считается, что после смерти сына, которого не пустили в Штаты, потерял интерес к жизни… А сама Кауфман говорит, что у нее нет времени стареть 🙂

  3. 18marta says:

    она восхитительная!!!
    до ста двадцати, обязательно!!

  4. tan_y says:

    а я не знала, что она так хорошо говорит по-русски – спасибо за ролик. Желаю всем быть не хуже чем она в ее возрасте.

  5. tan_y says:

    интересно, что у таких людей даже ошибки приятные:
    “я писала анонимно, псевдонимно.”
    “у него была маленькая блокнота”

  6. polenova says:

    Обалдеть!!!
    Огромное спасибо, Таня. Я знала, что она внучка Шолом-Алейхема, и книжку ее читала и по-русски, и по-английски, но я не представляла себе, что она настолько обаятельна. А по-русски как говорит – да чтобы мой сын на 1/4 так говорил по-русски.
    Я когда-то была знакома с одной еврейской старухой в НЙ, тоже родом откуда-то из местечка, она не говорила по-русски – по-английски и на идише, и не писателем была, а музыкантом. Но что-то очень узнаваемое – в манере, в интонациях, даже во внешности. Когда мы пришли в гости с ее внуком, моим приятелем, она подхватилась и сказала мне – “Лиля, мы сейчас пойдем в ресторан, где подают самые вкусные в НЙ соленые огурцы! Это такое специальное место, там невероятные соленые огурцы и бутерброды на черном хлебе!” И мы пошли. Я не стала ей говорить, что самые вкусные соленые огурцы на Брайтон-Бич, и с черным хлебом там все в порядке – ну зачем? Но и в этом маленьком еврейском ресторанчике огурцы и впрямь были хороши. Моей маме, когда мама приехала, эта бабушка подарила каракулевую шубу до пят. Мама стеснялась, но старуха была властной – “Не спорьте, Вера, в НЙ тоже зима, вам же надо в чем-то ходить!” Даже на Брайтоне, где мы с мамой жили, и где любили одеться в меха – шуба смотрелась весьма достойно. В небольшой Нью-Йоркской квартирке стоял белый концертный рояль… Той старухе тогда было 95, прошло 25 лет, ее давно нет в живых. Она говорила внуку – “Ты должен жениться на еврейке!” Мотька обижался, – “Почему это?”. “Чтобы вывести породу лошадей надо внимательно относиться к скрещиванию” – невозмутимо отвечала бабушка. “Я не лошадь!” “Ты? Ты пока просто дурак! Быть евреем куда труднее, чем породистой лошадью”. Сейчас таких старух практически не осталось. Кстати, у нее на стенке тоже висели наброски Шагала, она из Витебска, семья когда-то пересекалась.
    А Саша Генис врет – навалом на Брайтоне конфет “Раковая шейка”, и “Коровка” тоже.
    Еще раз спасибо, я получила даже больше удовольствия от этого ролика, чем от Лилианы Лунгиной. Какое уходит и почти уже ушло поколение…

    • tanyamay says:

      Любопытно, будем ли мы производить такое же впечатление лет через пятьдесят 🙂

    • arktal says:

      “Быть евреем куда труднее, чем породистой лошадью”

      Таки-да.:)
      Вы, наверное, читали Новодворской в Гранях “Быть евреем опасно, но почтно”

      • tanyamay says:

        Нет еще. Прочту, спасибо.

      • Бедная Новодоворская. Все смешалось в доме Облонских …

        Евреи создали Евангелие …

        У “этой Европы” к цыганам тоже были нефиговые претензии, разрешившиеся примерно так же и тогда же:(. Тоже конкуренции боялись, по мнению автора?

        А главное, этот текст напичкан ненавистью и мифами. ТАкая светлая Бел Кауфман. Жалко читать это в треде именно к этому посту.

        • arktal says:

          //Евреи создали Евангелие …//
          Вы правы. Нет, конечно. Это… римляне? греки? египтяне? персы? арабы, наверное.

          А Новодворскую вы жалеете зря. Себя пожалейте.

      • starshoj says:

        -Вы знаете, Рафаил прибежал первым?
        -Аид?
        -Нет, а ферд (лошадь)

        • arktal says:

          В компьютер заложили все советские анекдоты, и запустили программу, чтобы тот выдал среднестатистический анекдот. Через какое-то время компьютер выдал следующее:
          Лежат Чапаев и Штирлиц в постели. Заходят Ленин, Брежнев, Вовочка, диктор армянского радио, чукча и гинеколог. И все они евреи.

    • san_diegan says:

      Спасибо за рассказ, Лиля!

      P.S. А где А. Генис врёт?

      • polenova says:

        На Брайтон-Бич есть конфеты “Раковые шейки”, и 25 лет назад были. И не только там, в любом русском магазине. Мог бы и купить для старушки, они есть даже в Нью-Джерси, где он живет (знакомы мы, кто в русской эмиграции не знаком, да еще в полу-богемном кругу). Выпендрежник он, хотя человек умный, не отнять.

        • san_diegan says:

          Лиля, я значит пропустил что-то из твоих записок. Кому он не купил конфет и где об этом расказал? Или это личные впечатления? С А. (Сашей) Генисом я не знаком, да, раньше читал, но не помню уже. Последнее, что прочитал, это предисловие к новоизданному сборнику ТТ. Ничего не понял. Сказал, что, наверное, нужно уметь владеть специальным аппаратом, как без знания такого аппарата многое в математике или физике совершенно непонятно.

          • polenova says:

            Я знакома, хоть и не близко. Он на вопрос Бэл Кауфман, есть ли в Америке “раковые шейки”, соглашается, что нет, нету. Свистит. Есть.

          • san_diegan says:

            Лиля, спаибо, понял, наконец. Прости долгодоходящего. У нас вот лежат сейчас конфетки “раковые шейки”. И это в отдалённых окраинах Америки. Хотя мне они давно не вкусные. Были куплены в арабском магазине, где закупаются арабы, евреи и русские и прочие меньшинства по разумным ценам. В арабском магазине, куда иногда заходят бабцы в парандже, есть специальный русский отдел и отдел для иудеев, где продаётся только кошерная пища.

          • polenova says:

            Саша Генис милый и очень неглупый человек. Но это тот случай, когда лучше книжки читать, чем вместе водку пить. Книжки мне понравились, а вот совместная водка – не очень. Я ведь всю эту компанию знала, эиигрантский Ньй-Йорк был сильно меньше Москвы. Костю Кузьминского любила и люблю, Наума Моисеевича Коржавина, дай мне бог времени, они на глазах стареют. А Сашу Гениса – помните, мы переписывались о Татьяне Толстой. Таня – писателель, и все остальное значения не имеет. Она может написать удачную книжку и не не очень, Талантливый человек имеет право на свои успехи и неудачи. А Саша – осетрина второй свежести, он таланатлив, но… Дальше не объяснять? Сергей Довлатов в этой компании был первей свежести, потому и не торопился знакомитьтся с кем попало, типа меня. Да и я я откладывала, типа – куда денется, завтра не поздно. Пока не наступил кошмарный жаркий день, когда стало поздно. И как же страшно было в это поверить – могла придти, и поленилась, могла придти и вызвать скорую – и не пришла. Чудововмщная жара в июле, а Алька не первый раз звонит. Все обойдется. Не обошлось. Через год не обошлось с моей мамой. Совершенно неуместные воспоминания.

          • san_diegan says:

            Лиля, я не знаю Сашу Гениса, и не знаю, как с ним водку пить. С тобой хорошо водку пить? Мне нравятся красивые и умные женщины, как ты, так, давай водку попробуем. Если не ударишьсья головой оземь к концу вечера, вот и хорошо…Лиля, то есть, ты пишешь, что Саша Г. второй свежести, а С. Довлатов первой, и Поэтому он не знакомился с Тобой. Ты чего? Лиля, мы никогда с тобой не переписывались о Тане Толстой!!! Что ты выдумываешь?

            Воспоминания о маме всегда уместны. Я маму совсем недавно потерял, тем более, мне понятно.

          • polenova says:

            Я не это пишу, а водку пить со мной плохо, имею тенденцию напиваться. Лучше не пробуй, не порть виртуального впечатления.
            Сергей Довлатов не знакомился не лично со мной, как-то мне не удалось передать атмосферу тогдашнего Нью-Йорка. Сергей старался не знакомиться ни с кем, и даже от старых друзей бегал, он был совершенно не готов к свалившейся на его голову популярности, когда его начали печатать в России, и каждому хотелось сказать – “а что, – я и с Довлатовым на дружеской ноге”. Он вдруг приобрел то, о чем мечтал, литературную славу, известность, популярность. Только слишком поздно, когда был не очень здоров и хотел уединения, а не славы. Приехал к нам мой дядя, который вырос в Питере, на Рубинштейна, в двух шагах от Пяти углов, в одном с Сергеем дворе. Позвонил Довлатову, того дома не было, оставил телефон. На следующий день перезвонил Довлатов, слегка заикался, ему было неловко – “Вас звут Лиля? Передайте пожалуйста Марику, что я его помню, он жил в квартире напротив, но я, к сожалению, не смогу с ним встретиться, я очень устал и болен. Марик поймет”. Марик понял и не обиделся. А Сергей вскоре умер. Только я ко всей этой истории – ни сном, ни духом. А вот к смерти – да, тут при чем, просила меня Алька поднять жопу и зайти, идти-то было два квартала, а я поленинась, очень уж было жарко и не очень я ей поверила, это был случай – “не кричи – волки”. Отбоярилась кое-как, на всякий случай маме позвонила, мама еще ближе жила, мама меня тоже успокоила – типа “на каждый чих не набегаешься, там его друзья рядом, а нам с тобой с утра на работу”. На работу-то я пришла, это для него утро не наступило. А через совсем недолгое время – для мамы. А Сашка – да ничего плохого я о нем не хотела сказать. Ну пижон, ну и ладно. Не самый великий грех.

          • san_diegan says:

            Вот. Лиля, такая теперь хорошая и понятная записка. А то я уж было испугался.
            Спасибо тебе.
            А водку с тобой пить? Я водку не пью в обычной жизни, а только вино, но зато много. Пьянею. А ты девочка из самых тех, умниц и красивых, которые хрупкие, которых хочется держать на ручках и утешать. Когда сами захотят.

          • polenova says:

            Я и вина – не желательно. Пьянею быстро. И на руках такую корову как я не всякому под силу. Была тонкой и звонкой, но асе проходит.

          • san_diegan says:

            Лиля, а почему ты себя всё время, или часто даунплэй? Теперь корову придумала. Наверное, ты не такая тонкая, как раньше. Ну и что. Женщин любят за худобу, что ли? Да пьяней ты при встрече быстро, знаешь, я по сравнению с прежними временами давно не могу поднять, что мог. И что? Значит, нам нужно садиться при разговоре с вином на диванах. Там и оставаться до утра.

    • Ужасно захотелось нарыть адрес в интернете и послать конфет.

      • tanyamay says:

        Когда я была в Стокгольме, буквально один день, Линдгрен еще была жива. И мне очень хотелось купить букет цветов, поехать к ней и передать, пусть хотя бы даже через кого-то. И по каким-то дурацким причинам этого не сделала. До сих пор жалею.
        Так что не сомневайтесь. Пошлите конфеты.

  7. tatyanakut says:

    Спасибо за ссылку на книгу- не читала её. Вот почему в пед институте о ней даже не упоминали?? Чтобы не напугать?)

  8. m_elle says:

    ты работала учителем?

    • tanyamay says:

      Пыталась. И помнится, не дети меня отпугнули, а вот это школьное бумажное болото. Слишком я стихийный разгильдяй для такой работы.
      А сейчас племянница ушла из школы. Но тоже не из-за детей – те ее сразу полюбили. Администрация замордовала.

      • m_elle says:

        вот, я почему-то и подумала, что ты должна была когда быть учителем;) Из тебя бы отличная учительница вышла, по-моему:)

  9. redtigra says:

    ага, ага. все еще жива и зажигает. мы ее пару месяцев назад нашли, просто слов нет 🙂 удивительно духоподъемная женщина.

    • tanyamay says:

      Напомнила того ботаника петербургского, про которого я весной писала, помнишь?

      • redtigra says:

        ато.

        кстати, ты знаешь о блоге Березина, профессора психиатрии, 29 года рождения? ? мне кажется, тебе может быть интересно, особенно начало блога.

  10. oulitka says:

    Огромное спасибо! Узнала много нового. Я, когда читала книгу, все думала: вот что двигает человеком, что он так отчаянно сражается – амбиции, любовь к детям? А сейчас многое стало понятно. 🙂

  11. macide says:

    я тоже не знала, пока не прочла её интервью в NY Times несколько месяцев назад )

  12. miss_inch says:

    Я как-то наткнулась на подборку ее фотографий – красивая необыкновенно.

    А еще в моём издании “Вверх по лестнице…” было несколько рассказов-воспоминаний – мне они до сих пор нравятся едва ли не больше самой “Лестницы”.

  13. denovo18 says:

    Если не ошибаюсь, «Вверх по лестнице, ведущей вниз» была напечатана в «Иностранной литературе» в году 67-ом, я ещё в школе училась. Вряд ли сейчас удастся выудить этот журнал, но, наверное, из журнала же (откуда ещё…) я и узнала что читаю внучку Шолома Алейхема.

    В New York Times была Бел Кауфман фотография, сделанная в её 100-ый день рождения, она мало изменилась за эти 10 лет, и продолжает носить turquoise – очень ей к лицу.

Leave a Reply