Предупрежден – значит вооружен Фрески Сигирии…
Предупрежден – значит вооружен.
Фрески Сигирии
Пятый век нашей эры – грустное зрелище по большей части. Куда ни кинь взгляд, везде творится бескультурье и безобразие. Вестготы, улюлюкая, радостно грабят Рим, в Иране гоняют христиан, где-то там умирающий Атилла хрипит, Иоанна Златоуста уморили, гады, в Африке вообще вандалы королевство организовали. Но хоть королевство, и то хлеб, – наши с вами предки только начинают, осторожно озираясь по сторонам, расселяться по Восточной Европе. И, представьте, в сторонке от всего этого всемирного бардака, воплей, отлетающих голов, наглого грабежа, – на острове Синхаладвипа, он же Шри-Ланка, он же Цейлон, посреди непролазных джунглей стоит 200-метровая гора. На горе замок. А в тихой каменной галерее замка мирно сидит художник и рисует на стене обнаженную золотистую красавицу. Мурлычет, наверное, под нос какой-нибудь модный мотивчик пятого века. Отложит кисточку, полюбуется, от яблока откусит, – и дальше творит. И так фигуру за фигурой создает пятьсот образов исключительно прекрасных девушек. Не зная при этом, что через полторы тысячи лет толпы туристов, потомков, кстати, тех самых его диких современников, будут рваться в уже развалины замка, чтобы взглянуть на восемнадцать оставшихся портретов.
Мне бы хотелось, конечно, рассказать о творце, сумевшем создать такие образы, что и сейчас женщины прикусывают губу от зависти, а мужчины – чтобы не раскатывалась, но, к сожалению, он не раздавал автографов. Как обычно, рассеянная История сохранила имя совсем другого деятеля, прямо противоположного жизнелюбивому художнику. Гарем на стенах был создан для царя Касьяппы, который своими энергичными действиями мог дать сто очков вперед любому классическому записному злодею.
Касьяппа был сыном местного правителя, причем не от законной супруги, а от наложницы. И, как и шиллеровский Франц, отчаянно комплексовал по поводу своей второсортности, тем более что папа собирался передать королевство его добропорядочному и почтительному брату.
Развязка была в лучших классических традициях. Неизвестно, о чем говорил Касьяппа на очередной встрече с отцом, но, видно, слово за слово, и бастард сгоряча замуровал родителя в стену. Потом, конечно, остыл и банальным образом испугался, поскольку брат оказался не только добропорядочным, но и здравомыслящим. Он не стал рвать на груди одежды и призывать гнев богов, а предусмотрительно попросил политического убежища в Индии, пообещав вернуться, но уже с армией. Касьяппа понял, что к моменту грядущего семейного воссоединения надо тщательно подготовиться. И отдал приказ построить хорошо защищенный столичный дворец на вершине Сигирии – “Львиной горы”.
Новый мраморный дворец-крепость был построен по последнему слову инженерной техники, а у подножия горы разбили роскошные сады с фонтанами и бассейнами. Вход во дворец шел через каменные лапы гигантского льва, сохранившиеся до наших дней. А наверх к Касьяппе, чтобы хоть немного развеселить сироту, доставили гарем из пятисот наложниц, часть из которых мы, возможно, и имеем удовольствие сегодня видеть на стенах.
Я пишу “возможно”, потому что историки до сих пор не пришли к выводу, кто эти обнаженные красотки, танцующие на стенах по мере продвижения к царским покоям. Если наложницы, то, как одобрительно отозвался один русский турист, побывавший в галерее, “очень удобно – еще не дошел, а уже выбираешь”. Но это могут быть и апсары, небесные богини, и тогда стоит позавидовать отличному вкусу художника.
Между тем брат из Индии не спешил. Прошло восемнадцать лет, Касьяппа уже махнул на него рукой, как вдруг гонцы принесли пренеприятное известие. К Касьяппе ехал ревизор. Надо полагать, что терпеливым вообще-то индусам надоело содержать шри-ланкийского принца, и они культурно попросили его на выход, снабдив на прощание армией.
Кончилась встреча родственников грустно, совсем не так, как показывают в передаче “Найди меня”. Окруженный превосходящими силами противника, Касьяппа перерезал себе горло.
Законный правитель занял свой трон, сигирийский дворец опустел и постепенно стал разрушаться. Несколько последующих веков у подножия горы жили строгие буддийские монахи, которые, как говорят, и соскребли со стен прекрасных наложниц.
Продолжение галереи http://www.pbase.com/brian99/sigiriya_s
http://www.willi-schuehle.de/sri_la
Даже кино нашлось, на английском правда.
Ух как интересно. Спасибо, душа моя!
А картинки, к сожалению, видны не все. Я, во всяком случае, вижу только две последние.
Странно. Мне видны все. Сейчас попробую починить.
Теперь все видно.
И еще раз спасибо! Давай еще.
Мне совестно все чохом вам на головы вываливать. Я постепенно буду, чтобы не травмировать пикселями.
me too 🙁
А так? Первая видна?
да, теперь все видны! спасибо!
Если вы будете постить такие вещи,я только за.
афтар пейшы исчо!
Увлекательно и полезно для здоровья. Можно, скажем, не перепощивать, а время от времени упоминать в основном журнале со ссылкою на старую запись, а мы станем читать и наслаждаться. Преимущество такого подхода: на любую запись можно сослаться несколько раз.
Мне мнится, или я слышу некоторую иронию? 🙂
Я все не буду, только то, что жаль потерять.
Нет-с, никакой иронии. Я сам так перепоказывал некоторые любимые картинки.
Прекрасный пост, спасибо!
УАААААУ
Спасибо! Дух захватывает от восхищения.
Если будут посты “в том же духе”, буду только рада и мужу покажу:)
И текст, и фотки замечательные! Спасибо
Спасибо! Замечательные фото, а уж текст!
да ладно вам – пятый век это самые что ни на есть равеннские мозаики, и вообще – вся ранневизантийская красота.
хотя эти тоже очень хороши.
Это было наведение увеличительного стекла на конкретное место на карте 🙂
понимаю, да.
но вношу некоторую точность в генерализацию :))
а место дивное, да.
это вы из того журнала перетаскиваете? потому что у меня ощущение, что я это у вас уже читала.
Переполошилась из-за последних жж-веяний. Жалко будет, если тот журнальчик пропадет. Пусть уж лучше все лежит в одном месте.
Побродила по сайтам с ранневизантийскими мозаиками, они замечательные и древние, но не… м-м… обольстительные в изначальном смысле, как эти. Не прелестные 🙂 Скорее наоборот.
а может, написать туда пару постов?
типа, для активности :))
нет, они ни разу не обольстительные, это правда.
но я про то, везде ли царило варварство.
на самом деле, равеннские мозаики совершенно запредельные эмоции вызывают на месте (в репродукциях часть прелести теряется).и в палермо, и еще много где…
хороши невероятно
но не про прельстительность, да.
vopros, kotorii volnoval meny davno
eto ti tam sama bila?
)))))))
Re: vopros, kotorii volnoval meny davno
Ага, и на какой картинке?
Нет, увы. Но туда вполне можно съездить (если есть деньги), у меня даже есть знакомые, там побывавшие.
красота!
Чему восторгаетесь? Силикону?
🙂
Более логичным представляется все же то, что на фресках изображены апсары. Вряд ли Касьяппа при его трепетном отношении к тому, что, как он думал, принадлежит ему по праву, был столь неосмотрителен, что позволил постороннему человеку (то есть, художнику) рисовать своих одалисок с натуры. Хотя я, конечно, не знаю нравы гаремов 5 в. н.э. _D
Но мне кажется, что фрески в портретном отношении чисто символические. Однако и с намеком, причем весьма тонким: не случайно же индуисткие боги иногда посылали апсар соблазнять людей, доросших до того, чтобы по силе стать равным богам… Чтобы в итоге люди богами так и не стали.;)
спасибо Вам большое. Очень интересно. Пишите еще!