Я тут такое вычитала! Не…
Я тут такое вычитала! Не могу молчать.
Темная ночь. В густой сетке дождя возникает фигура неизвестного. Настороженно прислушиваясь и озираясь, он освобождается от парашютных строп. Сверившись с картой, он убеждается в том, что находится у цели.
Дождь стихает. Далеко в горах мерцают огни селения. Незнакомец сбрасывает комбинезон и остается в гимнастерке с нашивками за ранения. Сильно прихрамывая, он уходит в сторону селения.
Солнечное утро. В колхозных садах кипит весенняя работа. Не торопясь, лениво потягиваясь, идет на работу Гико. Спешат девушки лучшей бригады колхоза. С ними бригадир — молодая веселая…
На этом месте я свалилась со стула. Потому что, как выяснилось, это сюжет балета “Гаянэ”. К которому, в частности, Хачатурян написал свой танец с саблями. Который танцуют пограничники на колхозном празднике.
Особенно пронзил следующий момент:
Возвратившаяся Гаянэ понимает, что перед ней враг. Угрожая, неизвестный требует, чтобы она сказала, где находятся материалы геологов. Во время схватки падает ковер, закрывавший нишу. Там мешок с кусками руды.
Это я убил шпиона Гадюкина!
(Шпионы пробрались на балетный сайт и установили там вирус с часовым механизмом. Поэтому для страждуших кладу содержание под кат.)
Балет в четырех действиях
Либретто К. Державина. Балетмейстер Н. Анисимова.
Первое представление: Пермь, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 9 декабря 1942 г.
Действующие лица:
Ованес, председатель колхоза. Гаянэ, его дочь. Армен, чабан.
Нунэ. Карен. Казаков, начальник геологической экспедиции.
Неизвестный. Гико. Айша. Измаил. Агроном. Геологи.
Начальник пограничной охраны
Темная ночь. В густой сетке дождя возникает фигура неизвестного. Настороженно прислушиваясь и озираясь, он освобождается от парашютных строп. Сверившись с картой, он убеждается в том, что находится у цели.
Дождь стихает. Далеко в горах мерцают огни селения. Незнакомец сбрасывает комбинезон и остается в гимнастерке с нашивками за ранения. Сильно прихрамывая, он уходит в сторону селения.
Солнечное утро. В колхозных садах кипит весенняя работа. Не торопясь, лениво потягиваясь, идет на работу Гико. Спешат девушки лучшей бригады колхоза. С ними бригадир — молодая веселая Гаянэ. Гико останавливает девушку. Он говорит ей о своей любви, хочет обнять ее. На дороге показывается молодой чабан Армен. Гаянэ радостно бежит ему навстречу. Высоко в горах, у становища чабанов, Армен нашел блестящие куски руды. Он показывает их девушке. Ревниво смотрит Гико на Армена и Гаянэ.
В часы отдыха колхозники затевают пляски. Подходит Гико. Он хочет, чтобы Гаянэ танцевала с ним, снова пытается обнять ее. Армен ограждает девушку от назойливых ухаживаний. Гико взбешен. Он ищет повода для ссоры. Схватив корзину с саженцами, Гико с яростью швыряет ее. Он не желает работать. Колхозники упрекают Гико, но он не слушает их и с поднятыми кулаками нападает на Армена. Между ними становится Гаянэ. Она требует, чтобы Гико немедленно ушел. Колхозники возмущены поведением Гико. Прибегает молодой колхозник Карен. Он сообщает, что приехали гости. В сад входит группа геологов во главе с начальником экспедиции Казаковым. За ними следует неизвестный. Он нанялся донести багаж геологов и остался с ними.
Колхозники радушно встречают приезжих. Неугомонные Нунэ и Карен начинают в честь гостей пляску. Танцует и Гаянэ. С восхищением следят гости и за пляской чабана Армена. Раздается сигнал к началу работы. Ованес показывает приезжим колхозные сады. Гаянэ остается одна. Девушка любуется далекими горами, благоухающими садами родного колхоза. Возвращаются геологи. Гаянэ советует Армену показать найденную им руду. Находка Армена заинтересовала геологов. Армен показывает маршрут по карте, берется сопровождать геологов. В этот момент появляется неизвестный. Он внимательно следит за собравшимися.
Сборы в дорогу окончены. Гаянэ нежно прощается с Арменом. Подошедший Гико видит это. Охваченный ревностью, он грозит вслед чабану. На плечо Гико ложится рука неизвестного. Он делает вид, что сочувствует Гико, и, разжигая его ненависть, коварно предлагает дружбу и помощь. Они уходят вместе.
После работы у Гаянэ собрались друзья. Карен играет на таре. Девушки исполняют старинный армянский танец. Входит Казаков. Он остановился в доме Ованеса.
Гаянэ и ее подруги показывают Казакову вытканный ими цветистый ковер, затевают игру в жмурки. Приходит пьяный Гико. Игра расстраивается. Колхозники пробуют уговорить Гико, который снова преследует Гаянэ, советуют ему уйти. Проводив гостей, председатель колхоза пытается поговорить с Гико. Но он не слушает Ованеса и назойливо пристает к Гаянэ. Разгневанная девушка прогоняет Гико.
Из похода вместе с Арменом возвращаются геологи. Находка Армена — не случайность. В горах обнаружено месторождение редкого металла. Казаков решает подробно обследовать его. Задержавшийся в комнате Гико становится свидетелем этого разговора.
Разведчики недр собираются в путь. Армен с нежностью дарит любимой девушке цветок, принесенный с горного склона. Это видит Гико, проходя с неизвестным мимо окон. Вместе с экспедицией отправляются Армен и Ованес. Казаков просит Гаянэ сохранить мешок с образцами руды. Гаянэ прячет его.
Наступила ночь. В дом Гаянэ входит неизвестный. Он притворяется больным и в изнеможении падает. Гаянэ помогает ему подняться и спешит за водой. Оставшись один, он вскакивает и начинает искать материалы геологической экспедиции.
Возвратившаяся Гаянэ понимает, что перед ней враг. Угрожая, неизвестный требует, чтобы она сказала, где находятся материалы геологов. Во время схватки падает ковер, закрывавший нишу. Там мешок с кусками руды. Неизвестный связывает Гаянэ, берет мешок и, стремясь скрыть следы преступления, поджигает дом.
Огонь и дым наполняют комнату. В окно вскакивает Гико. На его лице ужас. Увидев палку, забытую неизвестным, Гико понимает, что преступник — его недавний знакомый. Он выносит девушку из объятого пламенем дома.
Звездная ночь. Высоко в горах расположилось становище колхозных чабанов. Проходит наряд пограничников. Чабан Измаил развлекает любимую им девушку Айшу игрой на свирели. Айша начинает плавный танец. Привлеченные музыкой, собираются пастухи. Армен привел геологов. Здесь, у подножия скалы, он нашел драгоценную руду. Чабаны исполняют народный танец «Хочари». Их сменяет Армен. Горящие факелы в его руках разрезают ночную мглу.
Приходит группа горцев и пограничников. Горцы несут найденный ими парашют. На советскую землю проник враг! Над долиной занялось зарево. В селении пожар! Все устремляются туда.
Бушует пламя. В отблесках огня мелькнула фигура неизвестного. Он пытается скрыться, но со всех сторон к горящему дому бегут колхозники. Неизвестный прячет мешок и теряется в толпе.
Толпа схлынула. В этот миг неизвестный настигает Гико. Он просит его молчать и за это предлагает денег. Гико швыряет деньги ему в лицо и хочет задержать преступника. Гико ранен, но продолжает бороться. На помощь подбегает Гаянэ. Гико падает. Враг направляет оружие на Гаянэ. Подоспевший Армен выхватывает револьвер у врага, которого к тому моменту уже окружают пограничники.
Осень. В колхозе собрали обильный урожай. Все сходятся на праздник. Армен спешит к Гаянэ. В этот чудесный день он хочет быть с любимой. Армена останавливает детвора и затевает вокруг него танец.
Колхозники несут корзины с фруктами, кувшины с вином. Прибывают приглашенные на празднество гости.
Наконец Армен видит Гаянэ. Радостью и счастьем полна их встреча. На площадь стекается народ. Здесь и старые друзья колхозников — геологи и пограничники. Лучшей бригаде вручают знамя. Казаков просит Ованеса отпустить Армена учиться. Ованес соглашается.
Один танец сменяется другим. Ударяя в звонкие бубны, танцуют Нунэ и ее подруги. Гости исполняют национальные пляски — русскую, лихой украинский гопак, лезгинку, воинственный горский танец с саблями и др.
Тут же на площади накрыты столы. С поднятыми бокалами все славят Родину!
Когда б вы знали, из какого сора…
Касперский не пускает на сайт балета, говорит, там вирус 🙁
Вечно я всякие неприличные болезни в интернете нахожу… Щас, погоди, под кат суну содержание, раз так.
здесь и старые друзья колхозников — геологи и пограничники
Ы-ы-ы-ы-ы-ы!!! 🙂
то же самое.
Боже мой.Никогда не знала сюжет,честно говоря,кроме танца с саблями из этого балета ничего не знаю.Геологи,руда,красавица,любовь,ревность,шпион,колхозники,пограничники,в конце все славят родину,поют и танцуют…
Еще немного,и будет “Танцор диско”.
Да вот я тоже от потрясения в себя прийти не могу.
Только не говорите, что сабля шла в комплекте (бонус) с бровями, и Гаянэ нагуглилась(OMG!) в процессе поиска инструкций по использованию:)
Татьяна, тебе в семь утра вставать, помни об этом!
И ты, Брут.
Ох, как же я лет в 8-9 любила читать либретто! У бабушки в Пушкине на чердаке лежали стопки старых выпусков “Театрального Ленинграда”. Я сидела на полу и читала. Кайфовала от телеграфного стиля и нелогичности повествования.
Офигеть. Я в 8-9 не любил читать либретто. Я и слова такого не знал.
Дык я ж была (или и есьмь) занудой-очкариком. Помню, во втором классе 1 января с утра вошла на кухню и радостно сообщила: “Сегодня “Пионерка” (по моей просьбе мне выписали “Пионерскую правду”) придет!” Мама – в халате и несколько опухшая – возмутилась: “Что ж ты не сказала, что гостей пригласила?”
А я стихи про экологию в “Пионерскую правду” посылала! Классе в третьем.
(Не приняли, собаки. Зато прислали любезный ответ.)
И я! И я! И мне прислали. Посоветовали больше стихов читать.
А произведение мое было коротким, но идейно выдержанным:
Лес стоит, лес шумит,
Обо всем говорит.
О ветрах и туманах,
И о том, и о сем,
И о том, что мы скоро
К коммунизму придем.
Папа его потом часто цитировал. Стараясь не хихикать.
уписался
Какой ты безыдейный, Антоша!
ты просто моими книшками брезгуешь.
а то б знала, что я еще какой идейный.
самому страшно бывает.
Здрассьте! Вон у меня на полке прочитанный “Ключ” стоит!
А чтоб тебя повеселить добавлю, что во втором классе мы с подружкой Гагарина с Новым годом поздравили. Адрес был простой: Москва, Кремль, Юрию Гагарину.
а у меня, представляешь, ни разу не было порывов опубликоваться. теперь вот настигло.
а ведь хорошо сочинял в молодости…
вот, например, в четыре года:
Что горевать нам о жизни военной?
Ты горевай о зиме!
Офигеть. Выучу и буду повторять.
главное – что смысл я понял только сейчас.
и то не уверен, что правильно.
Всё! Произведение ушло в народ!
Выучила, распечатала как плакат, повесила на стену.
Спасибо!
Re: Всё! Произведение ушло в народ!
пусть ему там в народе будет хорошо
Да-да! Точно придем к комунизЬму. Верно Вам говорю, земля налетит на небесную ось! =)
Вот Вы смеетесь, а я тогда (в октябрятско-пионерском возрасте) оставшиеся до 80-го годы отсчитывала – Хрущев же обещал отмену денег и прочий коммунизм. А я все выписываемые родителями газеты и журналы читала и свято уверовала.
Я сам отсчитывал. Помню, первого января смотрел в окно внимательно: не коммунизЬм ли уже.
Во-во. Незнайка в Солнечном городе.
И я! У нас были книжки: “100 балетных либретто” и “Оперные либретто”.
Хха! Обе эти книжки у меня за спиной на полке стоят.
“100 балетных либретто” я тоже очень любила 🙂 А оперу я в этом возрасте презирала.
Оперу я и сейчас не очень…
я думала я была единственная их прочитавшая 🙂
а вот и нет! )))
Нас таких есть.
И я, и я!
Ура! Я не одинока!
ржала до хрюканья неконтролириуемо
Вампука, принцесса африканская.
Чудно, чудно!!!
Заностальгировала, с детства любимый двухтомник “Оперные либретто” вспомнился… Там, в разделе современной советской оперы такого было :)))
Жаль, что балетный двухтомник прошел мимо!
у меня был только один том!
как же мне хотелось почитать второй….
У меня второй оперный кто-то зачитал, но потом я нашла его в букинисте!
о)
значит можно там поискать)
спасибо!
Алиб.ру – может всё!!! ;)))
Главное, не заходить туда слишком часто, потому как там реально можно разориться!
мне вот что непонятно: как становится понятно, что он неизвестный?
на всех остальных таблички с именами что ли?
или он ТАК танцует специально?
Дикий ты человек. Он же коварно танцует!
у нас диких так все танцуют
Нет ли в этом комментарии?
наверное, нет
хотя если поискать…
о! Спасибо!
прямо как в классике:
А пуговки-то нету у заднего кармана,
И сшиты не по-русски широкие штаны.
А в глубине кармана патроны для нагана
И карта укреплений советской стороны.
Незабываемый стих про пуговку вполне мог быть навеян оперой “Гаянэ”. Впрочем, таких сюжетов тогда было… Полстраны писало оперу.
Видела похожий балет “Гаянэ” во Дворце Съездов, где-то в конце 80-х. Только там были не геологи, а высокогорные монтажники, которые тянули через ущелье линию электропередач. Что характерно, ни одного свидетельства о том, что мне не приснилось, мне в Интернете найти не удалось.
А мне до сих пор интересно, была ли опера “Ленин в Шушенском”, или мне это приснилось. Там еще хор пел: “Каа-а-аутский, Каутский, ренегат Ка-а-аутский!”
вообще, по-моему, совсем неплохо)
Что значит неплохо? Замечательно!
Угорела. Особенно вот от этого: На плечо Гико ложится рука неизвестного. Он делает вид, что сочувствует Гико, и, разжигая его ненависть, коварно предлагает дружбу и помощь.
Они же все это еще и танцуют!
С особым коварством танцуют!
*сквозь смех* Да я как представлю… Разжигают ненависть и предлагают дружбу!
Тоже из дачного детства. Журнал “Крокодил”. Карикатура Ефимова с подписью” “Танец с саблями ретиво пляшут ясребы Тель-Авива”.
Хорошо 🙂
Прекрасно! Даже круче однажды откопанного нами в репертуарном сборнике для молодёжной самодеятельносвти описания народно-характерного танца “Вот так бульба!”.
В “бульбе”, поди, бокалы в конце танца не поднимают.
вот и мне всегда казалось, что если человеку хочется написать Танец с саблями, то ему совершенно пофиг, у чему :))
О! Лучший коммент.
я хотела сказать: “к чему” 🙂
А музыка бессмертна )) Это ещё раз о победе музыки над словом!
Интересно было бы узнать, как сам Хачатурян воспринимал либретто. И что было первично 🙂
Ну так да, а чего такого-то?
В общем конечно, никто же не хихикает от сюжета “Жизни за царя”, но уж больно неожиданно.
Слушайте, отличное индийское кино можно сделать.
Зачем индийское?! Армянское надо делать!
у меня был в детстве календарь с фотографиями из балета. там танцовщики были в чем-то а-ля средневеково-кльчужном. я вообще много лет думала, что “танец с саблями” из “Слова о полку Игореве”. Ну там, Половецкия пляски, пляски с саблями.
Да-да, что-то из этого раёну. Ну в крайнем случае витязь в тигровой шкуре должен рядом отираться.
Я только знала, что танец с саблями танцуют на съезде партии и еще Дали танцевал перед Хачатуряном, но это известная история.
Именно когда я вспомнила байку про Дали во время чтения либретто, не смогла удержаться от хохота.
Хачатурян был неглуп: либретто можно сто раз переписать, а музыка останется )
кроме того, поскольку историческое время сменилось, именно такое либретто только и представляет интерес для продвинутого сегодняшнего ценителя )))
Про время – это точно. Да и если глянуть с холодным вниманьем вокруг, то немалая часть балетных или оперных либретто когда-то носила политико-патриотическую оболочку. Умолчим о “Жизни за царя”. Надо же было протаскивать новые произведения.
А я, каюсь, весь этот сюжет – “национальный по форме, социалистический по содержанию” – знала. Любила в раннем детстве либретты всяки-разные в программках (помните были такие толстые с репертуаром всех театров) читать и перечитывать. Наложило неизгладимый.
Я тоже сборники либретто читывала, но у меня, видимо, была лайт-версия, без “Гаянэ”.
Татьяна, а не мог ли я вас видеть довольно ранним утром вторника на Невском?
К. Державин – Константин Николаевич?
Нет, Вася, вряд ли. В смысле – видеть не мог.