Жалко, что когда Митька в…

Жалко, что когда Митька в восьмом, что ли, классе препирался с учительницей литературы на тему, подлец ли Дантес, у меня не было сборника довлатовских писем. Оказывается, не только мой сын был возмущен несправедливостью, но и юный Довлатов тоже. Только он был чуть постарше, поэтому не стал терроризировать нежных учительниц, а просто написал отцу.

“Ты, конечно, знаешь, что во всех учебниках убийцу Пушкина Дантеса изображают очень плохим человеком. Я за него вступился…

Дантес фон Геккерен
Конечно был подонком
Тогда на кой же хрен
Известен он потомкам

Французик молодой
Был просто очарован
Пикантной полнотой
Натальи Гончаровой

Он с ней плясал кадриль
Купался в волнах вальса
А Пушкин, тот хандрил
Поскольку волновался.

Поэту надоел
Прилипчивый повеса
Он вызвал на дуэль
Несчастного Дантеса

А тот и не читал
Его стихотворений
Не знал он ни черта
Про то, что Пушкин – гений.

Поэт стрелял второй
Пошла Дантесу пруха
Устукал мой герой
Ревнивого супруга

Откуда мог он знать
Что дураки и дуры
Когда-то будут звать
Его врагом культуры.

21 Responses

  1. Да. Это как господин Эйзенштейн в “Летучей мыши” Николая Эрдмана говаривал: “Пока я ухлёстывал за чужими жёнами, мне и в голову не могло прийти, что какой-то негодяй покусится на мою супругу!”

    • thrasymedes says:

      Вот-вот !
      Дантес -это молодой Пушкин

      • Вряд ли. История не повторяется. Дантес – это Дантес, его история совсем другая, не такая, как у Пушкина.

    • tanyamay says:

      И это о том, насколько мы в молодости и в зрелом возрасте – разные люди.

      • Ну, конечно. Всему своё время. Когда грудью на пулемёты бросаться, а когда и отстреливать юных озорников, сидя в уютном пулемётном гнезде.
        У Козьмы Пруткова в одной из комедий эта коллизия отражена.

  2. рада и за Дантеса и за Довлатова и, конечно, за вашего сына.

  3. aibolit56 says:

    Тут формальная логика не работает. Угандошить нашего Пушкина – всё равно, что Кирилла с Мефодием. Дантес маздай -Пушкин форева.

  4. mona_silan says:

    Таки подлец. Ухлестывать за одной сестрой, жениться на другой (обольстив ее до брака) и продолжать преследовать первую – это несколько чересчур даже по меркам повес.

    • tanyamay says:

      У вас слишком возвышенные представления о тогдашних повесах )

    • lfirf says:

      ну да, Пушкин всего лишь отечески зашшышал младшую сестру жены… А Тынянову мы верить конечно не будем)). Да и Лотману незачем — че он про Пушкина нехорошее пишет, негодяй!

  5. mininand says:

    вот вопрос: знал ли Дантес русский язык?

    • dfs_76 says:

      Если он не знал русского, то как он три года служил в очистке в Кавалергардском полку?

      • mininand says:

        мне хотелось бы знать мнение уважаемой хозяйки журнала :); в кавалергардском полку он вряд ли служил замполитом, так что проводить собеседования с рядовым составом не входило в его обязанности 🙂

    • dfs_76 says:

      Если он не знал русского, то как он три года служил в очистке в Кавалергардском полку?

  6. dfs_76 says:

    По интернету ходит такая история, якобы поведанная Гориным со ссылкой на Шкловского, которому престарелый Максим Горький рассказал о встрече в молодости с престарелым Дантесом:

    “Вдруг, представляете, во время первой своей недолгой поездки в Европу (примерно в 1895-м), в городке под Парижем, в ресторане, меня знакомят с высоким, строго одетым старичком, почетным сенатором. Знакомьтесь, мол, месье барон, это – популярный русский писатель, Максим Горький! Он так чуть улыбнулся, и руку мне протягивает.
    Я говорю: “Извините, господин хороший, но руку, убившую величайшего русского поэта, я пожать не могу!” Я это тихо сказал и по-русски.
    Переводчик мой, Андре, смутился, но Дантес, видно, и по-русски кое-что помнил. Он вскочил и зло ответил (по-французски, но мне перевели): мол, вы – глупый и невоспитанный молодой человек! А что касается моей руки, то она не убивала, а защищала честь. И может это сделать в любом возрасте! Мне тоже, знаете ли, тут вожжа под хвост, кричу: я хоть и не дворянин и дуэли ваши считаю барской глупостью, но, как говорится, всегда к вашим услугам, месье! Мой адрес – такой-то!
    И ушел в гостиницу ждать секунданта. Ночь не спал. Не то чтоб боялся, все-таки и в тюрьме сидел, и с босяками в драках ножичками баловался, но ощущение перед дуэлью, да еще перед такой, оно как бы особое.
    Только под самое утро задремал. Проснулся от стука в дверь. Входит мой переводчик Андре (он вообще-то наш, русский Андрей, но офранцузился, поскольку жил там долго) и передает послание от Дантеса. Мол, уважаемый господин Горький, я не был с Вами знаком, было взбешен и, несмотря на разность в возрасте и положении, готов был немедленно наказать Вас за дерзость. Но тут мои русские друзья дали мне ознакомиться с вашими сочинениями, которые привели меня в истинный восторг. Особенно стихи! Даже в переводе они звучат столь чарующе, что я заколебался и понял, что не могу лишить русскую поэзию ее восходящего солнца! В связи с этим наш конфликт прошу считать исчерпанным! Ваш Жорж Дантес.
    Честно скажу, я растерялся. С одной стороны звучало как насмешка. Какое я, к черту, “солнце” рядом с Пушкиным? А с другой – может, ему мои стишки и в самом деле очень понравились?! Но что есть тогда комплимент поэту от убийцы Пушкина?
    Дня два я мучился, потом решил, как поступить: записку эту, хвалебно-позорящую, порвал. И с той поры – стихи писать бросил, что и считаю своим вкладом в великую русскую поэзию”.

    По всей видимости легенда, но занятно.

    • mininand says:

      Шкловский – душка, все приплел, про литературные аллюзии сего прелестного анекдота можно написать длинное сочинение 🙂

Leave a Reply