Про многомиллионные народы не скажу…

Про многомиллионные народы не скажу, не знакома я с такими количествами, но что отдельный русский человек чаще всего непредсказуем и способен на диаметрально противоположные действия с интервалом в пять минут, убеждалась неоднократно. Хотя нет, пусть будет просто человек, без определения, чтобы не попрать ненароком чьи-нибудь чувства. Ощущаю, между прочим, себя последнее время как крестьянин с пореформенной дореволюционной карикатуры, который стоит на одной ноге, опасливо поджав вторую – не дай бог на что-нибудь наступишь. Так вот. Когда я впервые услышала эту историю, то просто в нее не поверила. Как потом выяснилось, напрасно.
И самое удивительное здесь не Татьяна Григорьевна Гнедич, автор блистательнейшего перевода Байрона, а следователь, от которого осталась лишь фамилия – Капустин.

После суда она сидела на Шпалерной, в общей камере, довольно многолюдной, и ожидала отправки в лагерь. Однажды ее вызвал к себе последний из ее следователей и спросил: «Почему вы не пользуетесь библиотекой? У нас много книг, вы имеете право…» Гнедич ответила: «Я занята, мне некогда». — «Некогда? — переспросил он, не слишком, впрочем, удивляясь (он уже понял, что его подопечная отличается, мягко говоря, странностями). — Чем же вы так заняты?» — «Перевожу. — И уточнила: — Поэму Байрона».

21 Responses

  1. domohozjayka says:

    Не читала этого раньше, спасибо. Только почему Эткинд пишет, что Татьна Григорьевна жила в Павловске? Я к ней ездила в Пушкин. В ее последний год.

  2. Неужели о Капустине больше ничего узнать нельзя? Учет в органах вполне был налажен.

  3. enot says:

    Потрясающая история.
    “Были же среди них те, кто беззаконию сопротивлялся? Были же и в органах НКВД люди, кто отказывался выбивать показания, ставить на «стойки», мучить людей? Были! Мне рассказывали о начальнике Управления НКВД по Дальневосточному краю Терентии Дерибасе — отказался проводить аресты по сфальсифицированным показаниям — расстреляли.{55} О следователе Глебове — не стал брать «показания» на командарма Якира. Расстреляли. О начальниках областных управлений НКВД Капустине и Волкове — оба застрелились. О прокуроре города Витебска С. Нускультере — ему пришла в голову странная по тем временам мысль: проверять законность содержания арестованных в камерах предварительного заключения областного НКВД. Расстрелян.{56}”

    http://www.tinlib.ru/istorija/mina_zamedlennogo_deistvija_politicheskii_portret_kgb/p5.php
    Мина замедленного действия. Политический портрет КГБ. Евгения Марковна Альбац.

  4. bovari says:

    Какая удивительная история! И про Гнедич удивительная и про Капустина. Спасибо, Таня! Буду всем знакомым рассказывать

  5. mat_vasha says:

    Спасибо. Буду искать книгу. Много у меня воспоминаний об Кирпичниковых и Эткиндах.
    М.Э. Кирпичников и Ефим Григорьевич были женаты на сёстрах. А Моисей Ильич(Эльевич) был соавтором моей мамы, они писали словари.

    • tanyamay says:

      Только сегодня о вас вспоминала, сожалея, что так и не выбралась с визитом. Но у нас еще будет возможность, я думаю.

      • mat_vasha says:

        Мои выходные-суббота, воскресенье, вторник.
        Милости просим.
        Правда с момента приглашения дочь поменяла мамину квартиру, архив полностью переехал ко мне, я рьяно взялась разбирать-повредила руку и оставила разборки до лучших времён, так что предложу всё, что имею-архив, коньячок-всё, кроме порядка:))

  6. mat_vasha says:

    “Барселонская проза”-в продаже?
    Про Гнедич-потрясающе!
    Кстати, одни из лучших, воспоминания, которые я читала-“Книга воспоминаний”И. М .Дьяконова и прекрасные”Телега на ходу легка…” М .Э. Кирпичникова

  7. zedra says:

    И умерла в 1976 году … Я ведь могла встречать её на улицах. Пушкин городок маленький.
    А жила она рядом с Александровским парком. Адреса не помню (зрительно приблизительно представляю), кажется на доме даже доска есть.

Leave a Reply