Видно было, что все ораторы…

http://www.chaskor.ru/article/vavilov_sdoh_29642

Видно было, что все ораторы чувствуют свою смелость и гордятся и собой, и создателями фильма, и тем, что все это происходит не во сне, а в реальной жизни… И после всего этого, когда все ораторы уже выступили, Владимир Павлович, которого никто выступать не приглашал, вырвался на сцену, и кивнув академику Раппопорту (он уважал его и всегда восхвалял смелость и отвагу Иосифа Абрамовича), произнес, вернее – прокричал в микрофон, оглушая зал, – жуткие, страшные слова.

“…Я не обвиняю авторов фильма в том, что они не смогли сказать правду о гибели Вавилова. Они скромно сказали – «погиб в Саратовской тюрьме»… Он не погиб. Он – сдох! Сдох как собака. Сдох он от пеллагры – это такая болезнь, которая вызывается абсолютным, запредельным истощением. Именно от этой болезни издыхают бездомные собаки… Наверное, многие из вас видели таких собак зимой на канализационных люках… Так вот: великий ученый, гений мирового ранга, гордость отечественной науки, академик Николай Иванович Вавилов сдох как собака в саратовской тюрьме… И надо, чтобы все, кто собрался здесь, знали и помнили это…

Но и это еще не все, что я хочу вам сказать…

Главное. Я – старый человек. Я перенес два инфаркта. Я более двадцати лет провел в лагерях, ссылке, на фронте. Я, может быть, завтра умру. Умру – и кроме меня вам, может быть, никто и никогда не скажет правды. А правда заключается в том, что вряд ли среди вас, сидящих в этом зале, найдется двое-трое людей, которые, оказавшись в застенках КГБ, подвергнувшись тем бесчеловечным и диким издевательствам, которым подвергались миллионы наших соотечественников, и продолжают подвергаться по сей день лучшие люди нашей страны, – вряд ли найдется среди вас хоть два человека, которые не сломались бы, не отказались бы от любых своих мыслей, не отреклись бы от любых своих убеждений… Страх, который сковал людей – это страх не выдуманный. Это реальный страх реальной опасности. И вы должны это понимать.

До тех пор, пока страной правит номенклатурная шпана, охраняемая политической полицией, называемой КГБ, пока на наших глазах в тюрьмы и лагеря бросают людей за то, что они осмелились сказать слово правды, за то, что они осмелились сохранить хоть малые крохи своего достоинства, до тех пор, пока не будут названы поименно виновники этого страха, – вы не можете, вы не должны спать спокойно. Над каждым из вас и над вашими детьми висит этот страх. И не говорите мне, что вы не боитесь… Даже я боюсь сейчас, хотя – моя жизнь прожита. И боюсь я не смерти, а физической боли, физических мучений…

Палачи, которые правили нашей страной, – не наказаны. И до тех пор, пока за собачью смерть Вавилова, за собачью смерть миллионов узников, за собачью смерть миллионов умерших от голода крестьян, сотен тысяч военнопленных, пока за эти смерти не упал ни один волос с головы ни одного из палачей – никто из нас не застрахован от повторения пройденного… Пока на смену партократии у руководства государства не встанут люди, отве¬чающие за каждый свой поступок, за каждое свое слово – наша страна будет страной рабов, страной, представляющей чудовищный урок всему миру…

Я призываю вас – помните о том, что я сказал вам сегодня. Помните! Помните!”

Это – декабрь 1985 года. Я спросила его, когда мы плелись от Политехнического к метро «Дзержинская», – почему он так кричал в микрофон? Он ответил: «Я боялся, что меня и на этот раз не услышат…»

27 Responses

  1. osa_wind says:

    И не услышали. Беруши в ушах((

  2. maratmus says:

    Спасибо. Книгу С.Э.Шноля читал и про Раппопорта и Эфроимсона слышал, но про такой поступок – нет.
    Очень сильно сказал.

  3. jan4iksvet says:

    А ведь так и не услышали…..

  4. anna701208 says:

    Палачи, которые правили нашей страной, – не наказаны. И до тех пор, пока за собачью смерть Вавилова, за собачью смерть миллионов узников, за собачью смерть миллионов умерших от голода крестьян, сотен тысяч военнопленных, пока за эти смерти не упал ни один волос с головы ни одного из палачей – никто из нас не застрахован от повторения пройденного…

    страшно представить, что этого никогда не случится.
    пусть после смерти, пусть хоть так – ради живущих и избавления от страха.

    • tanyamay says:

      Знаешь, фамилия следователя, который допрашивал Вавилова, была Хват. Так вот этот Хват, пытая Николая Ивановича, спрашивал:
      – Ты кто?
      – Я академик Вавилов.
      – Мешок говна ты, а не академик, – отвечал бравый сотрудник органов госбезопасности.
      Умер, между прочим, только в начале девяностых. Своей смертью, к сожалению.
      Жил в центре Москвы, в отличном ведомственном доме. По улицам гулял.

  5. kot_shred says:

    удивительный человек. но так и не услышали 🙁
    всегда страшно горько что не слышат и нормальные порядочные люди

  6. oulitka says:

    Какая разница – сколько? Дело ведь в том, КАКИЕ люди и ЗА ЧТО.
    Да хоть бы и пять человек вообще!
    Разве это было бы не страшно?!

  7. taki_net says:

    Хотел написать длинный-длинный коммент про разницу между словами “уничтожен” и “арестован”, между исследователем, обязанным быть объективным, и непосредственно пострадавшим, никому – меньше всего Вам – обязанным что-либо, но решил написать короче.

    ВЫ – ПОДОНОК.

  8. ikiussi says:

    Из года 2014, возможно кому-то сложно представить, вес таких слов в 1985… И в 1989 хлоп сотен ладоней, не дающих говорить Сахарову на съезде.. “Выкрикивать” правду, чтобы быть услышаным, – печальная русская традийия..

  9. vitum says:

    “До тех пор, пока страной правит номенклатурная шпана, охраняемая политической полицией, называемой КГБ…”

    А сейчас нами правит сама политическая полиция.
    Которая гордится своими предшественниками…

  10. reader59 says:

    Ну, в 85-м еще был повод думать именно так. Но после этого были то ли 25. то ли 30 лет политической свободы, которую богоносец использовал вполне определенным образом. После чего подобные выступления выглядят в лучшем случае трагическим наивом.

    • tommi_anya says:

      да как вы насчитали 30 лет политической свободы? Года 3 от силы.

      • reader59 says:

        а что вы считаете политической НЕсвободой?
        если бы даже на последних президентских выборах хотя бы процентов 65 проголосовало не за того, за кого проголосовало – он бы ушел.
        причем независимо от собственного желания, благо помощников в этом святом деле у него сразу завелась бы масса.
        да, следующий был бы очень похож на текущего, а может, был бы и хуже, но он бы уже знал: могут и выгнать, а там – хз, что будет.
        однако народ этого не пожелал, причем вполне осознанно.
        иначе придется признать народ идиотом, а идиотов вокруг себя я вижу не критическое количество.
        и на зомбоящик тут не свалишь, потому что это выбор на уровне “что такое хорошо и что такое плохо”, его к 5 годам формируют, и позже изменить его можно только мордой об стол, причем многажды и пребольно.
        так что оно все-таки было – и есть – свободным выбором внешне свободных людей.
        а уж то, что он вам не нравится, вопрос отдельный и к свободе их выбора отношения не имеющий.

Leave a Reply