Знатоки города, вопрос есть. Военное…

Знатоки города, вопрос есть. Военное министерство во время русско-японской войны было в доме со львами или на Дворцовой? Куда штабс-капитан Рыбников приходил? У нас тут ум за разум зашел, тем более что Куприн упоминает главный штаб, а современники отмечали, что бардак был на Адмиралтейской.

14 Responses

  1. Да-да, дом со львами – это дворец Лобановых-Ростовских, где сейчас реконструкция под отель “Four seasons”, там и бродил штабс-капитан Рыбников. “Бардак на Адмиралтейской” – то же самое, ведь дворец выходит на Адмиралтейский проспект.

    • tanyamay says:

      Меня вот это смущает: “…Он являлся также по нескольку раз в главный штаб, в комитет о раненых, в полицейские участки, в комендантское управление, в управление казачьих войск и еще в десятки присутственных мест и управлений, раздражая служащих своими бестолковыми жалобами и претензиями, своим унизительным попрошайничеством,
      армейской грубостью и крикливым патриотизмом”.
      То есть современники восприняли это именно как камешек в огород военного министерства, где царил бардак, но тут говорится о главном штабе. А Комитет о раненых находился на Кирочной.

      • Так ведь, как я понимаю, он разные учреждения посещал. С юности помню, что этот дом всегда демонстрировали как “то самое заведение, в котором бродил штабс-капитан Рыбников”.

        • tanyamay says:

          Да и я тоже, но внимательный редактор поинтересовался, в каком месте рассказа говорится именно о военном министерстве. Вот я и думаю – в тот период главный штаб находился на Адмиралтейской, а не на Дворцовой?

          • gxachaturov says:

            Если речь идет о здании примыкающем к Исаакию, то в какой-то период, как мне говорили, оно было школой, то-ли Анна-шуле, то-ли Петер-шуле, то-ли уже их наследницей, знаменитой сейчас 239-й. В какой именно период – не знаю.

          • tanyamay says:

            Это уже в советское время.

  2. tanyamay says:

    В том смысле, что мог кто угодно болтаться по кабинетам, включая японского шпиона.

  3. buran113 says:

    Структура аппарата Военного министерства перед русско-японской войной. Основной частью министерства являлся Главный штаб, образованный в 1865 г. путем слияния Главного управления Генерального штаба и инспекторского департамента. Накануне Русско-японской войны Главный штаб состоял из пяти управлений: 1-го генерал-квартирмейстера, 2-го генерал-квартирмейстера, дежурного генерала, военных сообщений и военно-топографического. В состав Главного штаба входили также комитет Главного штаба, мобилизационный комитет, хозяйственный комитет, особое совещание по передвижению войск и грузов и военная типография. При Главном штабе находились редакции газеты «Русский инвалид», журнала «Военный сборник» и Николаевская академия Генерального штаба. Главный штаб занимался общими вопросами военного управления; мобилизациями, комплектованием, тактической и хозяйственной подготовкой. В его обязанности входили также военная разведка и разработка примерных планов ведения боевых действий со всеми европейскими и азиатскими соседями империи. Начальник Главного штаба числился одновременно и начальником Генерального штаба, но фактически не имел возможности выполнять эту обязанность. Вот такой бардак был в военном ведомстве в тот период.

    • tanyamay says:

      Игорь, большое спасибо. А вот как бы еще понять, в здании военного министерства на Адмиралтейской генеральный находился или главный? 🙂

      • buran113 says:

        Главный штаб на Дворцовой площади. Я еще уточню, но скорей всего именно Главный (да и название арки от этого). Генштаб, скорей всего, на Адмиралтейской.

  4. buran113 says:

    Если подробней, то 31 декабря 1865 г. путем слияния Инспекторского департамента с Главным управлением Генерального штаба был образован Главный штаб, который ведал вопросами управления вооруженными силами, мобилизацией, делами по личному составу и комплектованию войск и военных учреждений, их устройством, службой, размещением, боевой подготовкой и хозяйством.В 1905 г. Генштаб под названием «Главное управление Генерального штаба» (ГУГШ) был выделен, по примеру Германии, в самостоятельный орган во главе с независимым от военного министра начальником (с правом, как и военный министр, личного доклада императору). За Военным министерством, как это уже имело место в 1815—1832 гг., было оставлено в основном решение административно-хозяйственных вопросов, включая использование кредитов, все же остальные стали прерогативой Генерального штаба. Рабочим органом начальника Генштаба (он же начальник ГУГШ) являлось управление генерал-квартирмейстера. В 1908 г. ГУГШ было возвращено в состав Военного министерства, а начальник Генерального штаба был подчинен военному министру. Непонятные движения, но Генштаб был подчинен Главному штабу и находился на Адмиралтейской.

Leave a Reply