Друзья позвали на оперу

Друзья позвали на оперу. У них оказались пригласительные билеты. А я как раз закисла немного, болеючи, и радостно согласилась. Еще почему-то решила, что идем в Эрмитажный театр. Но тут в скайп свалилось сообщение: “Встречаемся под аркой Главного штаба”.
– Зачем нам встречаться со Славкой под аркой? – удивилась я. – Давайте уж тогда на Зимней канавке сразу, у театра?
– Ты знаешь, – озадаченно откликнулся муж, – а опера будет в Главном штабе.
– Опера? В Главном штабе?!
Для иногородних поясню. Главный штаб – это огромная махина с триумфальной аркой, полукругом опоясывающая Дворцовую площадь. С кониками над аркой. Ну, видели на картинках.
Недавно его подгреб под себя Эрмитаж и сделал там выставочное пространство. Накрыли внутренние дворы стеклянными крышами и все такое. Для современного искусства.
Вспомнив про совриск, я насторожилась. Полезла в интернет. Нет, действительно, опера. В рамках года Германии в России. Про Гамлета и Фауста. Называется “Два акта”.
– Подозрительное название, – сказала я. – Помнишь ту выставку контемпорари арта? Ну, ту, где голый мужи…
– Вряд ли опера будет в том же роде. Им же еще петь надо! – ответил муж рассудительно. – И потом, смотри – либретто Дмитрия Пригова.
– Пригова терпеть не может Андрюха Машнин, – отозвалась я. – Но любит Саша Гезенцвей. И это все, что я знаю о Пригове.
– Ты, – упрекнул муж, – отсталая женщина. Надо открывать новые горизонты в искусстве.

…На входе в Главный штаб в страшном ажиотаже колготилась столь культурная публика, что мне стало не по себе. Даже на марше несогласных нечасто таких увидишь. В огромном количестве колготилась.
– Господи, сколько интеллигентных рож, – пробормотала я. Муж укоризненно покосился.
На месте выяснилось, что наши искусители соскочили – хитрая Надя поехала на машине и удачно застряла в пробке, так что Славка отдал нам пригласительные и с облегчением растворился во тьме.

Сценическое пространство было обустроено внизу многоэтажного внутреннего корпуса. Справа расселись музыканты. Я разглядела гобой, флейту, кларнет, скрипку и немного успокоилась. Это вам не кружки Эсмарха, в чем-то неприличном участвовать не будут. На циклопической лестнице перед зданием разместились зрители. Справа, под лестницей, спрятались мы и еще два-три предусмотрительных человека.

Немецкому консулу спрятаться было уже негде, поэтому он толкнул речь и отошел в сторонку.
А потом погас свет.

Начали раздаваться звуки. Что-то попискивало, попукивало, постанывало, кряхтело, слегка мычало и возило гвоздем по стеклу. Я подумала, что скрипка с гобоем все же успели научиться дурному у кружек Эсмарха.
Внизу проехал призрачный автобус. К единственному реквизиту – стеклянной остановке – пришла бабушка в мохеровом берете. Справа, за лестницей, замахала руками огромная тень.
– Это Фауст? – шепнула я мужу.
– Это дирижер.
Я примолкла.

На стене появились призрачные же окна. За ними сидели люди в пиджаках. Иногда вставали и выключали свет.

Звуки между тем продолжались. Опять проехал дух автобуса. Больше ничего не происходило. Публика напряженно всматривалась в бабушку и вслушивалась в кряхтение и постанывания. Через двадцать минут я начала хохотать и муж меня увел.
Следом за нами в гардероб спустилась какая-то семья. И то, смущенно улыбаясь, оправдывались, выставив вперед маленького мальчика:
– Саше просто еще рано слушать такую музыку.
Я оживилась:
– Ну слава богу. Все-таки нашелся еще один некультурный человек мне в компанию.
– Кто это здесь некультурный? – возмутился мальчик.

Пытаюсь сообразить, где же будут петь оперу.

 

94 Responses

  1. либретто Дмитрия Пригова
    Вот самое место, чтобы сказать решительное “нет”.

  2. zamnat says:

    Таня, как хорошо , спасибо

  3. sempre_idem says:

    обожаю тебя читать. как в оперу сходила 🙂

    • tanyamay says:

      Сдерживаюсь изо всех сил, честное слово. А то и так чувствую себя тем слугой из записок Вяземского, знаешь?

      • sempre_idem says:

        не, не знаю. расскажи?

        • tanyamay says:

          Когда бываю в русском театре (этому давно), припоминаю отзыв одного слуги. Барин, узнав, что он никогда не видал спектакля, отпустил его в театр.
          Любопытствуя проведать, какие вынес он впечатления, барин спросил его на другой день:

          – Ну, как понравился тебе театр?

          – Очень понравился, – отвечал слуга.

          – А что именно и более понравилось?

          – Да все: тепло, светло, люстра пребогатейшая, так и горит, народу много, ложи наполнены знатными господами и барынями, музыка играет. Праздник, да и только.

          – Ну, а далее, как понравились тебе комедия и актеры?

          – Да, признаться, когда занавес подняли и начали актеры разговаривать между собою про дела свои, я и слушать их не стал.

  4. anna_i says:

    Мой папа работал под той аркой 🙂

  5. osipof says:

    Тут фляжкой делу не поможешь. Давай, что-ли, сходим джаза-блюза какого послушать по случаю зимы!

  6. starshoi says:

    Так вот куда ты унеслась сегодня вечером “уже в пальто”! Не любишь ты современное искусство. Я, правда, тоже не очень. Но стыдно же признаваться. Вот и ходим, стыдом палимые. Правда, иногда бывает очень хорошо. Вот “Русалочку” недавно смотрел.

    • tanyamay says:

      *Голосом профессора Преображенского* да, я не люблю современное искусство.

      • starshoi says:

        (жалобно-непонимающе) А зачем оно вообще? Старого еще столько осталось.

        Это, наверное, зрелость пришла нежданно-негаданно. С косой.

        • tanyamay says:

          Просто мы с тобой некультурные.

          • starshoi says:

            Мы альтернативно-культурные, так будет политкорректнее. Шоб им пусто было с их совриском. Вот точно, все дозволено. И не боятся возмездия.А зря, ведь будет им страшный суд. С Белинским и критиком Латунским во главе стола.

        • starshoj says:

          Осмелюсь напомнить, что это старое тоже когда то было новым

          • tanyamay says:

            Это да. И “Кармен”, помнится, обругали.
            Но я решительно отказываюсь размещать шуршание, попискивание и скрежет гвоздя в музыкальном ряду.

          • starshoi says:

            (гордо-оскорбленно) Зрелость еще не значит старость. Это старое, когда оно было новым, было задолго до меня, я его уже застал старым. А так да, если б я тогда был, когда они все эти новомодные штучки в опере стали придумывать, так плевался бы еще хуже. А то.

            Но на мой век новизны уже хватит, ты, Вольтер и маман, вполне достаточно. Ну, еще пожалуй Глинка.

  7. karakal says:

    Я вообще оперу склонен подозревать в худшем. Не говоря уж о совриск-опере.

    Но Дмитрий Александрович Пригов – один из прекраснейших. Тань, ты смеешься, вероятно.

    Хотя на оперу по его либретто я бы уж совершенно точно не пошел.

    • tanyamay says:

      Не-а, не смеюсь совершенно. Я вообще его не знаю. Только фамилию и что он один из прекраснейших.

      • starshoi says:

        Подожди, а мы с тобой не фотографировались у памятника его милицанеру?

        • tanyamay says:

          Кому?! Единственная скульптура, возле которой мы фотографировались, – это львы на Львином мостике. Но на милиционеров они совсем не похожи.

          • tanyamay says:

            А! Памятник городовому. Между прочим, неофициально его называют памятником Михалкову, потому что похож безмерно. (А Никита Сергеевич наивно думает, что его предки дворяне.)

          • starshoi says:

            И был еще Остап Бендер, я помню. А на Кокушкином мосту разве не? Под бессмертные строки?

          • tanyamay says:

            На Кокушкином памятника нет. А так фотографировались, конечно.

          • starshoi says:

            Ну да, я имел ввиду, что не только львы. Кстати, почему на Кокушкином памятника нет. Можно было бы и отлить в гранит.

          • tanyamay says:

            *Покраснела* В смысле, жопу?

          • starshoi says:

            Ну вот, сразу жопу. С другой стороны, а что еще. Там было еще, кажется, про чернеющий татьянин пупок, но памятник пупку как-кто мелко. Жопа, да, это было бы правильно.

          • tanyamay says:

            Ну, Татьяна присаживалась все же не на мосту, это ты напраслину возводишь.

          • starshoi says:

            Там место не указано, только название СМИ, которое она употребила.

    • tanyamay says:

      Глеб, не бросай меня в терновый куст, я что-нибудь почитаю. Или его смотреть надо? (Но слушать теперь уже вряд ли.)

      • karakal says:

        Не-не, никаких терновых! Но обязательно почитай, конечно.

        А смотреть его мне и самому не довелось. Кроме каких-то интервью по телевизору, когда еще были живы и онЮ и телевизор. Но интервью – не считается.

      • karakal says:

        Зашел на его сайт (раньше не смотрел).
        Там какие-то стихи, которых я не читал (но обязательно потом).

        В общем, если туда же зайдешь, ты по ним не суди. Лучше сначала что-то давнее, советское и подпольное.

        Тань, извини за дурацкие назойливые советы. Просто я теперь волнуюсь.

    • gastritis says:

      он в паре с Владимиром Ранневым над этой “оперой” работал.

  8. dzfr says:

    А мне нравится. Кто композитор-то?

  9. problem13 says:

    Я когда-то была знакома с людьми, которых звали Галуст и Фамлет. Это не о них? Я бы не ушла с такой оперы, зарисовки бы делала. А шум не мешает, все равно у меня слуха нет.

  10. mistress_new says:

    Я, наверное, тоже некультурный человек, но я современное за искусство не считаю…

  11. deux_pieces says:

    нет, что б культурно послушать оперу чайковского “евегний онегин” в михайловском театре…. гыыыыыыыы

  12. scholar_vit says:

    – Это Фауст? – шепнула я мужу.
    – Это дирижер.

    Напоминает классический анекдот.

    В зоопарке:
    – Мама, это уже обезьяна?
    – Нет, это кассир.

  13. san_diegan says:

    Таня, может быть, следует уже составлять списки? Теперь это полагается. Некультурных. Само название твоего журнала обязывает. Вот там уже есть маленький мальчик Саша из твоего рассказа, ты. А может и меня сразу запишешь? Я заслужил, честное слово.

    • tanyamay says:

      Еще охранника возьмем. Когда я спросила, почему он не слушает оперу, гордо сказал: “Ха! Я балет в Эрмитажном театре смотрел, неужели теперь буду такую фигню слушать!”

      • san_diegan says:

        Вот сразу по словам видно, что это глубокий человек, наш. Да и должность хорошая, уважаемая. Охранник. Нам такие нужны. Записывай!

      • 5oceans says:

        Меня тоже можно в альтернативно-культурные:)
        Слово-то какое – “совриск”, так и буду теперь называть все эти куски какашек на постаментах, которые упорно пытаются выдать за современную скульптуру.

  14. shtrox says:

    Спасибо за впечатления! Свежо, очень свежо =)

  15. sthinks says:

    Я, как оторвавшаяся от родной почвы и испорченная порядком слов в английском предложении, не сразу поняла, кто кого подгреб – Штаб Эрмитаж или наоборот. Но зрело рассудила, что устраивать выставочное пространство в Эрмитаже как-то двусмысленно.
    Хочу туда, пусть даже с призрачным автобусом в нагрузку. Ни разу не была в Гл.Штабе.

    • tanyamay says:

      На самом деле, там очень здорово все сделали. Даже мне понравилось, а я известный ретроград.

  16. Хохотала????? Но это же реально страшно.

    • tanyamay says:

      Да прям. Вот в Думе – страшно. А это “Женитьба”, на которую Бендер с Воробьяниновым ходили.

  17. annnoying says:

    да лааадно! во что только скрипки ни ввязываются!
    я тут имела опыт в Мальтийской капелле в минувшие выходные, когда один Э. квартет вообразил себя Вивальди и Пушкиным в одном лице. Авторское “Мокрая земля стала будто грязь” предваряла каждое из времен года, которые они тоже ммм… обновили.

    Самый теплый момент это переглядываться с теми, кто сбегает вместе со мной, так же не выдержав мощи таланта

    • tanyamay says:

      Театрам надо, я считаю, меточку какую-нибудь ставить для зрителей. “Для продвинутых”, например. Или “Для отсталых”.

      • annnoying says:

        очень субъективная категория. но вот пометку “людям с хороших слухом не входить” я бы поддержала. Оно, конечно, изысканное удовольствие распознавать, кто именно из инструментов фальшивят вот прямо сейчас, но я бы хотела идти на это с открытыми глазами, а не узнавать об этом развлечении по факту

  18. sirin says:

    о, эта амбивлентность русского!
    долго думал, кто кого присвоил: штаб – эрмитажа или эрмитаж – штаба

    • tanyamay says:

      Да я заметила, когда запостила. Но так уже спать хотела, что не стала возиться. Нехай остается как символ моей некультурности.

      • elmak says:

        Как в анекдоте: “Пусть в русском языке слова в предложении стоят в произвольном порядке, а смысл передается интонацией!”:))

        За отзыв – спасибо)) Душевно!

  19. tadig_ua says:

    Дааа)) видимо до конца оперы досидели только очень культурные люди %)

  20. Впечатлилась )))

  21. anchoret says:

    “– Еще не доросли до моей музыки. Вот когда дорастут – сами попросят, да поздно будет”.

  22. spb_zaika says:

    Можно мне примкнуть к некультурным ? Я тоже не понимаю такое.

  23. rinamb says:

    Зыкина поет про свои семнадцать лет
    А что ей ее семнадцать лет,
    она тогда и лауреатом Ленинской премии-то не была

    Вот мне про свои семнадцать лет
    И плакать бы как про утрату
    Что я приобрел за последующие двадцать лет– ни премии,
    ни почета, ни уважения, вот разве что
    в годах приобретение — да и это все равно что утрата

  24. rrrudaya says:

    чтобы не попасть впросак, как в предыдущий раз с 20-м дубль-комментом о Поклонке (мобильный жж развращает, лень лезть под кат), честно прочитала все комментарии =) Спасибо за настроение! Чудесно честный образец ощущений от культ-похода. “Сходили окультурились” – говорил мой приятель. Вы “сходили раскультурились”, что тоже полезно =)

  25. e_smirnov says:

    давно меня радует слово “пространство”. в прости-господи-контексте прости-господи-совриска
    прям вижу, как вызывает Елисавет Петровна товарища Растрелли и говорит: “хватит уже, братец, подсовывать мне всякие танцувальные залы и галереи, я ж тебе, мерзавец, что сказала? ПРОСТРАНСТВО ОРГАНИЗОВАТЬ! пшел вон, фрязь немытая!”

  26. tatyanakut says:

    я надеялась, что такой ..эээ…постмодернизм уже устарел) по крайней мере в опере
    а какая ж вы все-таки красивая…и осанка! аж завидки берут)

  27. gastritis says:

    спасибо за фото!))

Leave a Reply