Я про Лёльку Крылову попозже…

Я про Лёльку Крылову попозже напишу. Не получается собраться с мыслями.
Но после всех этих разговоров о фильме Абуладзе повторю, пожалуй, старый пост про другую свою линию. Тем более что сохранились всего две фотографии. Каким-то чудом. Больше ничего не осталось. Только имена и лица.

Дед Марк был безнадежно лысым. Кроме того, он был пижон, поэтому лысина его смущала и отравляла мужское самолюбие. Чтобы пресечь бесстыдное сияние обнаженной головы, он холил остатки когда-то рыжих волос над ушами, отрастил их до плеч и каждое утро замысловатым способом начесывал эти пряди на макушку, скрепляя алюминиевой прищепкой. Сооружая куафюру, дед иногда напевал.
…Приезжает доктор-моктор, – пел дед, – помороженным глазам… и проводит операций на мой бедный животам… вынимает кишким-мишким и бросает на пескам… прилетают разным пташким и клюют моим кишкам…
Однажды он мне приснился, этот доктор, напугав до судорог помороженными глазами.
Песня была лагерная, колымская, где и осталась шевелюра, зубы и кумачовые комсомольские иллюзии.

Дедом я гордилась. Он был режиссер, я хвасталась этим напропалую, умалчивая, правда, что документалист. Этот документализм меня несколько раздражал, наводя на неприятные мысли, что режиссерство какое-то не совсем настоящее. Сейчас уже понимаю, что документалист, снимающий кино в Средней Азии начала тридцатых – фигура более чем удивительная.

Одесский еврей, дед уехал в Питер поступать в институт кино, оставив дома мать Розу и веселую младшую сестру Бебку – Ребекку. Отучившись, молодой кинематографист отправился поднимать культуру в Туркмению. Там сразил ленинградским шиком и гордым семитским профилем юную Ирочку Федотову, дочку заметной в Ашхабаде личности – докторши по венерическим болезням, женился, стал отцом и вообще “уважаемым человеком”. Настолько уважаемым, что в тридцать восьмом году в дверь постучали деловитые люди с револьверами и увели основателя туркменского кино в печально известном направлении. После этого он опять отправился поднимать культуру, но уже на Колыму. Деду дали десять лет. Во время реабилитации, когда представилась возможность прочитать материалы дела, выяснилось, что донос написал его оператор и друг. Друг этот жил впоследствии припеваючи, всеми уважаемый, и спокойно умер от старости, как вполне интеллигентный человек.

Рассказывать про лагерь дед не любил. Но можно догадаться, как ему пришлось там – маленькому, еврею, после жаркой Азии. Однажды произошла невероятная вещь – на этапе после ночевки вся партия ушла, а деда – забыли. Проснувшись, он не увидел никого – ни зэков, ни конвойных. Когда прошли первые минуты счастья, вспомнил про жену и сына. А вспомнив, пошел догонять этап. Уголовники били его три дня – за то, что была возможность побега, и он ее упустил. Били, отдыхали, утомившись от педагогических трудов, и снова били. Вот тогда и выбили зубы.

Тем временем началась война, и пока зэка Рабинович на Колыме махал кайлом во славу своей родины, солдаты вермахта в Одессе повесили Розу и Ребекку во славу своей. После освобождения дед не нашел их могилы – мать и сестру зарыли в одном из рвов.

Отсидев свою десятку, он вышел, но не успел увидеть жену, как опомнившаяся система снова протянула к нему хозяйственные цепкие руки. На этот раз была только ссылка с семьей в Енисейск, еще на десять лет. Жили они в большой избе, своего рода коммуналке, вместе с другими ссыльными, и мадам Колчак, Анна Васильевна Тимирева-Книпер, которую потасканный оперуполномоченный называл “гражданской женой Колчака”, утром говорила моей бабке басом, неодобрительно глядя на ее сына: “Ирочка, не кормите ребенка на ночь черным хлебом!”

Всю эту историю я знаю по рассказам отца. А деда с бабкой помню уже пожилой представительной парой. Дед был маленького роста, пузатый, важный, ходил в синем берете, любил пофрантить и, конечно же, поднимал местную культуру.

Над тахтой в их квартире висела большая фотография хохочущей красотки в задорной шляпке. Глядя на грузную, молчаливую бабку Ирину, медленно ступающую распухшими ногами, с трудом верилось, что это ее портрет. Бабка была язвительная, не без оснований считала меня легкомысленной разгильдяйкой, и близкого контакта у нас не было. Когда она заболела и умерла, при разборе вещей мы с матерью наткнулись на папку с бумагами. Из нее вывалились листки, исписанные мелким неразборчивым почерком. “Храня под пепельным загаром укусов лунных нежный след…” То, что удалось разобрать, было удивительно хорошо. Стихи и письма написал Александр Кочетков. Он был влюблен в бабку, жил с ней, и горький роман оборвался, когда дед вернулся из лагеря. Тогда я не знала, что “Баллада о прокуренном вагоне” написана гораздо раньше, и распотрошила всю папку в поисках знакомых строк. С любимыми не расставайтесь. Всей кровью прорастайте в них. Мать забрала у меня бумаги, разорвала на мелкие части и выбросила. “Это не нам писалось и не нам читать”, – сказала она.

Всей кровью прорастайте в них. Смерть жены сломала деда в тот же день. Нужно было забирать тело из больницы, мы стояли молча в их маленькой квартирке, загроможденной мелким памятным хламом, а дед плакал и повторял тонким голосом: “Зубки! Зубки не забудьте”, с ужасом представляя, что такую личную вещь, как вставная челюсть его умершей жены Ириши, могут взять и выбросить чужие равнодушные люди.

Он умер через несколько месяцев. В эти последние дни с утра машинально причесывался, дрожащими пальцами закреплял желтоватые пряди прищепкой, а потом сидел неподвижно часами, отощавший, в грязной рубашке, обросший седой щетиной, с тоскливыми, похожими на пепел глазами. Старичок.

После бабки остался большой портрет смеющейся кокетки в шляпке. После деда – фотографии Розы и Ребекки, книги по киноискусству и старая помятая коробка с красками.

Роза

Ребекка

Дед. 57-й год. После лагеря и ссылки.

46 Responses

  1. kobrick says:

    Потрясающе. Спасибо.
    Сильнее правды ничего не выдумать, который раз убеждаюсь.

  2. lapot says:

    Ужас же. Судьбы как минимум половины того поколения – спокойный непафосный ужас, растянутый на время жизни.
    И мы ещё смеем жаловаться на жизнь, чёрт возьми, мы – благополучные до неприличия, в сравнении с нашими бабушками-дедушками и родителями с их военным детством.

  3. lab_cat says:

    Как страшно и как горько

  4. jspirit says:

    плачу тоже

  5. yuliapa says:

    На “зубках” и я разревелась… Ужас вообще, как в этом мире можно жить… А вот живем.

  6. grrb says:

    Красивый
    Как хорошо, когда фотографии остаются, и знаешь – кто на них

  7. predlojeniya says:

    Дед офигенно красивый.
    “Зубки” выбили навзничь.

  8. ptitza says:

    Ужас, ужас. Как жалко их — и, кажется, нас, потому что так быстро всё возвращается. Так неожиданно быстро.

    этому кошмару: “Созданный врагами России образ “палача” и “вурдалака” на десятилетия заслонил от нас подлинный облик Лаврентия Павловича Берии. Эта сенсационная книга, опровергающая подлые хрущевские мифы, служит делу его полной исторической и моральной реабилитации”. Прочла одно за одним. Моральная реабилитация.

  9. alfa_delta says:

    Cпасибо. Прочла и реву. Какая-то прОклятая у нас страна. Мне кажется, нигде такого нет, чтоб мучениям не было конца…

    • tanyamay says:

      Ну что вы, нет, конечно. Двадцатый век по всем прошелся. Ну, может были страны менее затронутые, Скандинавия какая-нибудь, Швейцария, – но остальные-то.
      Бестолковая ужасно страна, это да.

      • alfa_delta says:

        Таня! Вчера вечером написала Вам ответ – и, наверно, забыла нажать, чтоб отправился.Я все-таки не согласна с Вами, что – у всех почти так. Нет. У всех почти были войны и, естественно – был страх. Но страх – перед чужими. А у нас, помимо этого, еще всю жизнь – страх перед своими. В этом наше отличие. И сейчас он есть. Хоть и жизнь стала другой. Но люди – почти не стали другими. Я хочу, чтоб Вы прочли вот это http://maikl-712.livejournal.com/67080.html.
        Спасибо Вам, пишите еще про своих родных.

      • alfa_delta says:

        Да, и еще. А где фотография самой бабушки, о которой Вы пишете – “в шляпке”?

        • tanyamay says:

          Там совсем старая фотография, даже фоторедактором не могу вытянуть.

          • geddare says:

            запостите как есть, дайте ссылку на скан в большом разрешении. 100% найдется у вас спец по ретуши!

  10. booky_moussy says:

    Касание пепла на угли чужого костра

    Наше поколение не плачет над чужими, да и над своими тоже.
    Лишь поджимает губы: что же – память в клочья?
    Сквозь тонкие вечно поджатые губы со свистом
    Лишь слабое – живы? Не жалуйтесь и держитесь!

    Параллели, параллели…
    Без стихов, зато и неведомо, были ли те – бумаги, что можно было счесть компроматом. Осторожность и живучесть. И так мало слов, документов и свидетельств…

  11. starshoi says:

    Эх. Пиши. Это забывать нельзя.

    За выходные дни перебирал оставшиеся от отца (тоже кинодокументалиста, как я тебя понимаю!) фотографии семьи начала века. И потом уже поздние. Одни и те же лица, веселые, еще не сидевшие и не сосланные. И они же, много лет спустя. Кому-то удалось уехать в 20-е. А кому-то нет.

    • tanyamay says:

      У нас был некий уехавший родственник. Во Франции. Кажется, он приезжал, когда можно стало. Нам с братом привез в подарок желтого надувного тигра – очень его в детстве любила, веселый такой, – и книжку с картинками. Я даже не знаю, как его звали.
      А фотографии – да. Я на фотографию Ребекки в каком-то ступоре смотрю просто.

      • starshoi says:

        Я только в начале 90-х узнал историю второй половины семьи по бабушкиной линии. Как уехали в Германию в 20-х и жили там до 38 года, все еще не веря плохим новостям. А когда поверили, посадили маленького 13-летнего Бобку на поезд до Парижа и спасли ему жизнь. Сами уже не успели. Он же. оставшись там один, всю жизнь их за это проклинал и, уже будучи успешным журналистом, написал несколько книг на эту тему. На русском. Письмо отца в 91 году не застало его буквально на месяц. Зато я познакомился с его сыновьями и внуками, носящими русские имена, но неговорящими по-русски. И вот смотрю на все эти фотографии и вижу и отца и бабушку и брата в этих лицах.

        Ты пиши дальше.

  12. san_diegan says:

    Больно читать.

  13. m_colacorta says:

    Я уже читала эту историю у Вас и думала, что у меня теперь иммунитет, но снова расплакалась.

  14. piggy_toy says:

    ох, Таня.
    а красивые-то все какие.

  15. tatireti says:

    ничего себе “ничего не осталось, только имена и лица”…
    много, очень много осталось. история, память, и так много вы помните про их жизнь..
    это удивительно и очень же хорошо.

    даже вот мы тут, сторонние люди, сидим и в слезах, от “просто двух фотографий” так не бывает.

  16. Как же мне нравится Вас читать!

  17. spb_zaika says:

    Что тут скажешь …

  18. ulkus says:

    Остро все это воспринимается. Потому что слишком спокойно живем.

    А за что били-то зэки? Могли бы просто поржать…

  19. helenka says:

    Спасибо

    Когда моя прабабушка с дочерью и двумя внуками ненадолго вернулась в Одессу после войны, выяснила, что кроме уезжавшего с ней в эвакуацию сына, мужчин в семье не осталось. Убили всех. Часть дочерей чудом выжило. До войны у прабабушки было 11 детей (вырощенных). Мой отец – ее внук – выжил только благодаря ей. Она его увезла из Одессы буквально на последнем поезде. Она же его и вырастила.

  20. Леденящий страх от той простоты и ужаса беззащитности. Как будто что-то свыше движется на тебя, и сил это преодолеть все равно не хватит. Смирение их тогдашнее и обыденность происходившего заставляют думать о нашей хорошей жизни, на которую мы сетуем постоянно.

    Спасибо Вам за Ваши рассказы.

  21. operchik says:

    ну вот в слезы

  22. kusia says:

    спасибо, что пишите. Это ваши дед и бабушка со стороны отца? Какая семья у вас, просто история страны нашей многострадальной.

  23. funny_kitten says:

    Какая у Вашей прабабушка гордая стать, а у Ребекки длинная шея… смотрю на фото и мысль бьётся: “Как у них руки поднялись – за такую шею?”… до слёз тронули рассказом. Весь ужас тех лет нам не осознать, наверное, потому что инстинкт самосохранения включается, отказываясь осознавать.

Leave a Reply